Авантюрист самозванец действовавший в период смутного времени

Методическая разработка по теме: Внеклассная работа

Обвинения Военные преступления : Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море. Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей. Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а так же с лицами, находившимися в плавании в открытом море. Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью. Германизация оккупированных территорий.

Истоки и причины самозванчества

Оказавшись в Польше, Отрепьев не скупился на обещания. Он тайно перешёл в католичество и даже пообещал Римской церкви в случае своего воцарения ввести в России католичество. Польскому королю Сигизмунду он посулил Чернигово –Северские земли, а богатейшему магнату Мнишеку, дочь которого Марина стала его невестой, — Новгород Великий, Псков и в придачу много денег.

Практикум по теме 7

Смутное время закончилось восстановлением русской государственности после освобождения Москвы 4 ноября 1612 г. и выборов самодержца. Однако внешние факторы заставляют историков утверждать, что Смута завершилась тогда, когда перестала существовать угроза России со стороны Швеции и Польши.

Смутное время в России

Но, прежде всего, царь не оправдал ожиданий боярства, потому что действовал слишком самостоятельно. 17 мая 1606 г. бояре вели народ в Кремль с криками “Поляки бьют бояр и государя”, а в итоге убит был Лжедмитрий. На престол вступил Василий Иванович Шуйский. Условием его вступления на российский престол стало ограничение власти. Он поклялся “не делати ничего без Собора”, и это был первый опыт построения государственного порядка на основе формального ограничения верховной власти. Но нормализации обстановки в стране не произошло.

Реферат: Проблема — законного царя — в смутное время

Во-первых, народное сознание наделяет особу государя сверхъестественными свойствами, вплоть до связей с потусторонними силами, до способности творить чудеса. Истинный и законный только тот царь, который дан богом, а не тот, кто избран всенародным множеством (эту мысль всячески поддерживали Романовы, с целью упрочить свое положение на троне). Раз в народном сознании присутствовало представление о Божественном предназначении подлинного царя, которое воплощалось в поверье о неких "царских знаках", то нет ничего удивительного в том, что человек, обнаружив на своем теле какие либо "знаки", начинал считать себя Божьим избранником.

Вопрос 19

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) — глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16 — начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время). В 19 — начале 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III — поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия. Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения. Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 — начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная историография 19 — начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей. Хронологические рамки Смуты определяются с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой, избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613. Последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619). Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей. Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр. Неурожай 1601–1602 и последовавший за ним голод стали причиной вначале первого социального взрыва (1603, восстание Хлопка). К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю Сигизмунду III, поддержавшего самозванца. В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне. В апреле 1605, после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Организация первого народного ополчении.В начале января 1611 года нижегородцы получили грамоту от патриарха Гермогена: «Вы видите, — писал он, — как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного». Жители Москвы также писали нижегородцам: «Гибнет Москва, а Москва есть основание России; не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко… Пощадите нас, бедных душами и телами, к концу погибели пришедших, станьте с нами заодно против врагов креста Христова». Кроме Нижнего Новгорода, воззвания патриарха и москвичей достигли и других городов. Горячо откликнулись рязанцы. Рязанский воевода Прокопий Ляпунов первым из будущих вождей народного ополчения начал собирать в Рязани патриотов русской земли для похода и освобождения Москвы от интервентов и уже от себя рассылал грамоты, призывая к борьбе против поляков. Поляки, узнав об этом, призвали на помощь для разорения рязанских городов малороссийских казаков, которые заняли ряд городов, в том числе Пронск. Ляпунов отбил у них город, но и сам попал в осаду. На помощь Ляпунову пришёл зарайский воевода князь Д. М. Пожарский. Освободив Ляпунова, Пожарский вернулся в Зарайск. Но казаки, ушедшие из под Пронска, захватили ночью зарайские укрепления (острог) вокруг кремля, где находился Пожарский. Пожарскому удалось выбить их оттуда, уцелевшие бежали. Бо́льшая часть сторонников Лжедмитрия II с гибелью последнего откликнулась на призыв Ляпунова, так как тоже не хотела власти поляков в России. Перешла на сторону ополченцев и казацкая вольница. В январе 1611 года нижегородцы, утвердившись крестным целованием (клятвой) с балахонцами (жителями города Балахны), разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за…веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов. Рязанский воевода Прокопий Ляпунов, в свою очередь, направил в Нижний Новгород своих представителей для согласования сроков похода на Москву и просил нижегородцев взять с собой побольше боевых припасов, в частности пороха и свинца. Роль Кузьмы Минина в организации второго ополчения.Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября 1611 года. По мнению историков, свои знаменитые призывы к освободительной борьбе Минин начал сначала среди посадских людей, которые горячо его поддержали. Затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета назначили общую сходку нижегородцев. Жители города по колокольному звону собрались в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась служба, после которой протопоп Савва выступил с проповедью, а затем к народу обратился Минин с призывом встать на освобождение Русского государства от иноземных врагов. Не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли «приговор» всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.

Рекомендуем прочесть:  Как налоговая узнает о доходах

Авантюрист самозванец действовавший в период смутного времени

Весной того же года П.Ф. Басманов возглавил войско, которое осаждало сторонников Самозванца в крепости Кромы. Здесь собрались основные военные силы Российского государства. Многие в войске были недовольны правлением царя Бориса. В том числе и рязанские дворяне. Итогом стал переход значительной части правительственной армии на сторону Лжедмитрия. Это позволило Самозванцу захватить российский престол. Одним из инициаторов заговора являлся Петр Басманов. Что двигало им, почему он изменил Борису Годунову, который доверял ему и которому он преданно служил? Это навсегда останется тайной.

Основные события смутного времени

Таким образом, Россия оказалась на грани утраты своей государственной независимости и территориальной целостности. Страна в значительной мере была деморализована, дезориентирована. Однако нашлись новые патриотические силы, выступившие на защиту Русской земли. Их Центром с осени 1611 г. стал Нижний Новгород. Местные посадские люди выбрили своим земским старостой купца Кузьму Анкудиновича Минина, человека честного и мужественного, пользовавшегося авторитетом, у купечества и посада. Минин призвал сограждан собрать средства, создать ополчение и пойти освобождать Москву. Патриотический порыв охватил массы. В Нижний Новгород стали стекаться ратные люди. Аналогичные призывы исходили от руководителей обороны Троице-Сергиева монастыря игумена Дионисия и Авраамия Палицына. Возглавить ополчение пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского, одного из предводителей Первого ополчения. Пожарский не запятнал себя связями с интервентами и изменниками. Дружные действия этих выдающихся патриотов России обеспечили успех. Кроме того, надлежало сформировать авторитетнее в глазах различных слоев населения страны правительство на временных началах — новый Совет всей земли. Недаром К. Минин воспринимался как человек «выборный всей землею». Следовало также не допустить распространения шведской агрессии и столкновения с Великим Новгородом. Пожарский и здесь проявил себя дальновидным и тонким политиком. Лишь решив все эти сложные задачи, можно было двигаться на Москву. Чтобы лучше подготовиться к предстоящему походу, рать Минина и Пожарского четыре месяца провела в Ярославле, а в августе 1612 г. поступила к Москве и заняла оборону на западе столицы. К городу на выручку гарнизону интервентов спешила армия гетмана Хоткевича, опытного и удачливого полководца. На первых порах несогласованность действий между руководством Второго и части Первого ополчений (последним командовал князь Д.Т. Трубецкой и оно по преимуществу состояло из казаков) отрицательно сказалась на ходе военных операций. Войско Хоткевича, встретив отпор на рубеже Арбатских и Чертольских ворот, перенесло основной удар на Замоскворечье, рассчитывая с этой стороны прорваться к осажденным полякам. Однако русские сумели устоять и повели ответное наступление. Переломным моментом битвы стал фланговый удар конных сотен во главе с К. Мининым. Последующие совместные действия обоих ополчений привели к поражению воинства Хоткевича и его отступлению от Москвы. Судьба окруженного в центре города гарнизона интервентов была предрешена. Взятие ополченцами города означало капитуляцию, которая и состоялась 26 октября 1612 г. Москва была освобождена [4, 104c]

Рекомендуем прочесть:  Подача заявления на социальную карту

XVII век — век упущенных возможностей

В январе 1613 г. в Москве начал работу Земский собор, в заседаниях которого участвовали 700 представителей бояр, духовенства, дворян и посадских людей. Избрание царя оказалось очень трудным делом. В стране не было бесспорного претендента на трон. Необходимо было найти личность, способную примирить враждовавшие боярские клики и, самое главное, обладавшую в глазах народа законными правами на престол. Такой компромиссной фигурой мог стать 16-летний Михаил Романов. Немаловажное значение для простых людей имело то обстоятельство, что он был племянником последнего царя из прежней династии Федора. Однако первоначально Земский собор отверг кандидатуру Михаила Романова. Представители знатных семейств не без оснований опасались, что после избрания царем посредственного во всех отношениях юноши реальным правителем страны будет властный и честолюбивый Филарет. Чтобы вынудить Земский собор принять выгодное для них решение, сторонники Романовых вышли на Красную площадь и обратились к народу. Казаки и чернь ворвались в Кремль, требуя немедленно избрать царя. 21 февраля 1613 г. Земский собор объявил царем Михаила Романова. Провозглашение нового царя не сопровождалось никакими ограничительными условиями.

Авантюрист самозванец действовавший в период смутного времени

Восстания более энергичных жителей окраин против центра, утратившего пассионарность, встречаются в ходе этногенеза постоянно. Точно так же во Франции Гасконь, Прованс и Бретань восставали против власти Парижа, а в Римской империи против принципов поднимались провинциалы. Пассионарный потенциал Рязани или Северской земли начала XVII в. был много выше, чем в Москве, так как большее количество пассионарных людей уцелело от геноцида конца XVI в. именно на окраинах России. Ведь в Северской земле, «подальше от начальства», можно было жить в безопасности от опричнины. Угрозу там представляли только татары, но разве это была угроза по сравнению с опричниками?!

Ссылка на основную публикацию