Административное право понятие и источники

Источники административного права

Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. Нормы административного права содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

Лекция 4

Административное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово “администрация” в переводе с латинского означает “управление”. Поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле, государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя, в более узком (строгом) смысле, правительство является высшим органом государственного управления.

Административное право понятие и источники

Конституция РФ и Федеральные конституционные законы, например, Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие — это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

Источники административного права

  1. акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов (куда, помимо прочего отнесены декларации, положения, акты об амнистии и другие акты палат Федерального собрания РФ);
  2. акты Президента Российской Федерации (в том числе и распоряжения, как известно, не носящие нормативного характера);
  3. акты государственной администрации (включая акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, а также ненормативные акты Правительства РФ — распоряжения);
  4. акты муниципальных органов;
  5. публичные договоры (международные договоры, федеративные договоры, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России либо администрациями субъектов Федерации);
  6. акты правосудия (а именно: акты судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России, а также постановления Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации);
  7. административные обыкновения (под которыми понимаются, прежде всего, правила деятельности в отдельных государственных организациях, т.е. локальные нормы).
Рекомендуем прочесть:  В каких случаях не требуется согласие супруга на продажу недвижимости

Основные понятия административного права

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчи­нение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирую­щее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких пол­номочий и находящейся в подчинении у первой.

Административное право

1. Предписание:установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

Административное право

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права. Выделяют следующие специальные субъекты административного права: члены административных коллективов; субъекты административной опеки; субъекты разрешительной системы; жители территорий с особым административно-правовым режимом; субъектов административного надзора и др.

Административное право

2) обязанность по общему правилу предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или оружие. В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «О государственной охране» при применении физической силы, специальных средств или оружия сотрудники федеральных органов государственной охраны обязаны предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения законных требований сотрудников, за исключением случаев, если:

Административное право понятие и источники

Источники административного права — юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-пра­вовые нормы. Основными источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов управления, в которых получают свое внешнее выражение и закрепление нормы административного права.

Понятие и источники административного права

В философской, экономической, социологической и в особенности в юридической литературе существуют многочисленные и подчас существенно отличающиеся друг от друга понятия и определения ответственности. Итак, вначале общее понятие "юридическая ответственность".

Рекомендуем прочесть:  Какой минимум алиментов в 2020 году на ребенка

Курсовая работа: Источники административного права

4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, рабо­тодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и адми­нистрациями субъектов Федерации.

Административное право понятие и источники

В состав Общей части административного права входят следующие административно-правовые институты, т. е. группы норм, регулирующие однородные общественные отношения: нормы, закрепляющие принципы государственного управления; нормы о правовом положении граждан в сфере государственного управления; нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих; нормы, определяющие формы и методы государственного управления, среди которых большую группу составляют нормы, регламентирующие порядок принятия актов управления и совершения иных процессуальных действий, т. е. административно-процессуальные нормы, регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере государственного управления; нормы об административной ответственности и ее реализации (производстве по делам об административных правонарушениях).

Административное право понятие и источники

Таким образом, приказы и иные нормативно-правовые акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций являются низовым звеном, на уровне которого могут приниматься акты, выступающие источниками административного права. На более низких ступенях уполномоченными должностными лицами могут издаваться лишь индивидуальные правовые акты управления, которые источниками административного права не являются.

Административное право

Субъект административного права определяется в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не быть их субъектом.

Всем помогу

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Ссылка на основную публикацию