Классификатор видов образовательных программ для детей с овз

Классификатор видов образовательных программ для детей с овз

Классификация детей ОВЗ и их обучение в общеобразовательном учреждении.
Подготовила педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №4» г. Колпашево Петроченко Тамара Гавриловна Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей (7 и 8 вид). Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Если раньше дети с ОВЗ обучались в основном в специальных коррекционных образовательных учреждениях (С(К)ОУ), то теперь дети с менее тяжёлыми нарушениями не имеющие инвалидности приходят в массовую школу. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С.Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Таким образом, Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России. К концу XX столетия во многих странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, скандинавских странах) направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения представляется крайней мерой, когда все другие возможности уже использованы и не дали желаемого результата. В практике образования этих стран реализуется принцип интегрированного подхода — предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми. При этом им создаются дополнительные условия специальной помощи и поддержки, облегчающие обучение. В последние годы в России увеличилось количество поступающих детей с ОВЗ в общие образовательные учреждения, поэтому появилась потребность в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование – образование детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в едином образовательном пространстве. Инклюзивное образование практикуется в странах Европы с 70-х годов прошлого века. С введением ФГОС в нашей стране провозглашается приоритет интересов ребёнка с ОВЗ.
Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Декларация о правах умственно отсталых лиц. 3. Декларация о правах инвалидов. 4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. 5. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. 6. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006г., ст. 24. 7. Постановление правительства РФ от 17 марта 2011 года «О государственной программе «Доступная среда» на 2011-2015г.г.» 8. Закон РФ «Об образовании». Ст.2, п. 16 раскрыто определение ребёнка с ОВЗ), ст.79 (организация процесса обучения ребёнка с ОВЗ), ст. 67, п. 3 (мы обязаны обучать ребёнка, проживающего на нашей территории). 9. ФЗ «О социальной защите инвалидов». 10. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007г. № 120 (ред. От 02.07.2013г.). 11. Постановление правительства РФ «Об утверждении типового положения о С(К) ОУ от 12 марта 1997г. 12. Постановление правительства от 31 июля 1998г. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи». 13. О национальной доктрине образования в РФ. 14. Указ Президента РФ от 1 июля 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2020 годы». 15. Концепция реформирования системы специального образования от 9 февраля 1999г. 16. Письмо Минобрнауки РФ от 16 апреля 2012 г. «Концепция интегрированного обучения лиц с ОВЗ». 17. Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008г. 18. Приказ Минобрнауки от октября 2009г. № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования», от 17 декабря 2010г. «Об утверждении ФГОС среднего общего образования» (18.2.4. – программа коррекционной работы). 19. Приказ Минобрнауки от 20 сентября 2013г. «Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии». Дети с ОВЗ – дети, имеющие значительные отклонения в психическом или физическом развитии, препятствующие образовательному процессу. Значительность полагает, что образование в обычных образовательных условиях либо затруднено, либо невозможно. Исторически сложилось семь категорий детей с ОВЗ, которые в свою очередь делятся на несколько групп:
I. Дети с нарушениями слуха.
Группы: 1) не слышащие (в общении с самим ребёнком или с родителями категорически нельзя употреблять слово «глухой»). Эти дети не слышат от рождения, пользуются языком жестов; 2) слабослышащие (частичное нарушение, медицинский термин – «тугоухость»); 3) потерявшие слух, или позднооглохшие в результате травм. У них сохранная речь.
II. Дети с нарушениями зрения.
Группы: 1) незрячие (эти дети в начальном звене не могут обучаться в массовой школе, так как у них особая методика обучения чтению методикой Брайля, в основном звене могут прийти в школу); 2) слабовидящие; 3) с заболеваниями глаз (косоглазие, амбиопия и др.);
III. Дети с нарушениями интеллекта.
По признаку стойкости нарушения тоже делятся на две группы: 1) Нарушение, которое носит нестойкий характер – задержка психического развития – это дети с трудностями в обучении. 2) Нарушение, которое носит стойкий характер – умственная отсталость или олигофрения. Степени олигофрении:
— лёгкая – дебильность (от слова слабый, хилый); — средняя – имбицильность (не могущий без опоры); — тяжёлая – идиотия (не реагирующий, сам по себе).
IV. Дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Группы: 1) тяжёлая форма заикания; логофобия (страх перед речью); 2) алалия – отсутствие речи; 3) афазия – распад речи (ранее говорил, в потом перестал: это связано с инсультом, травмой); 4) ринолалия – носовой оттенок речи (ребёнок рождается с волчьим нёбом). Сейчас оперируют таких детей вовремя, нужна работа с логопедом на ранних стадиях, причём довольно длительная; 5) дизартрия – нарушение мышц языка (при церебральном параличе); И другие нарушения речи, их достаточно много.
V. Дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Группы: 1) детский церебральный паралич (ДЦП); 2) последствия полиомиелита (сейчас их не так много, как раньше вследствие вакцинации); 3) с врождёнными и приобретёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) (травмы, отсутствие или недоразвитие конечностей и др.).
VI.

Рекомендуем прочесть:  Адвокаты по земельным спорам

психоэмоциональными нарушениями:
1) ранний детский аутизм, проявляется к 2-3 годам (замкнутость, отказ от общения. До 1,5 лет ребёнок должен себя проявить, т.е. откликаться эмоционально на обращение. Причины: — вирусная природа; — генетическая природа (шизофрения); — отсутствие эмоционального общения матери с ребёнком так называемая «мама – холодильник»; 2) нарушение поведения – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – не способны концентрировать своё поведение.
VII. Дети со сложными нарушениями – 2 и более нарушения одновременно.
Есть дети с ОВЗ, имеющие инвалидность, и есть инвалиды, не относящиеся к детям с ОВЗ. Инвалидность – термин медицинский, он даётся медиками вследствие соматических заболеваний. Соматическое заболевание (от др.-греч. σῶμα — т е л о ) — теле сное заболевание, в противоположность психическому заболеванию . Для детей с ОВЗ должны быть разработаны коррекционные программы. Потребности этих детей могут быть реализованы в особых образовательных условиях. Что это такое, особые образовательные условия?
Особые образовательные условия:
1. Специально организованная среда жизнедеятельности – безбаръерность, доступность к получению образования, доступность в самообслуживании (в первую очередь понижение порогов, обозначение лестничных пролётов – первая и последняя ступенька должны быть окрашены в жёлтый цвет и много других). 2. Наличие учебно-методического комплекса для получения образования: — учебный план; — учебная программа; — комплект учебников и рабочих тетрадей; — наглядные пособия и т.д. 3. Психолого-педагогическое сопровождение, т.е. диагностика, консультирование, самое главное – коррекционная работа специалистами: дефектологами, логопедами, специальными психологами, социальными педагогами. Все учителя, работающие с детьми с ОВЗ (и в начальном звене, и в основном) должны пройти повышение квалификации в количестве 72 часов в рамках инклюзивного образования.

ОВЗ: расшифровка

На основе Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения. Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора (лабиринты, таблицы Шульте и другие).

Статья «Классификация детей с ОВЗ»

Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций.

Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами.

Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

Большинство рядовых граждан воспринимают термин «детская инвалидность» несколько иначе, чем то, как эта проблема описана в законодательстве. Согласно правовым документам, для малышей установлена специальная классификация, которая разделяет их по категориям относительно имеющихся недугов. Нормативно закреплены виды болезней и степени потери жизнеобеспечения среди детей-инвалидов разного возраста. Даже при внешнем отсутствии признаков отклонений, малыш по закону может относиться к группе ОВЗ из-за критического состояния здоровья.

Учебный процесс для детей­ с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений. Например, во время работы с малышами, у которых присутствуют нарушения в работе органа зрения, учителя применяют развивающие компьютерные игры. Использование специальных технологий помогает в игровой форме улучшить состояние зрительного анализатора. Основными принципами обучения являются:

Классификация групп детей с ОВЗ

Заболевание представляет собой удаление ребенка от реальной обстановки в выдуманный мир. Возникновение болезненного состояния связано с патологией или воздействием психотропных и других препаратов. Важными признаками аутизма являются:

Для ДЦП, наступающего ввиду поражения головного мозга (внутриутробного, в процессе или после рождения) характерны расстройства движений и речевых возможностей, а также им свойственно отставание развития психики, объясняющееся замедлением созревания лобных долей мозга, взаимосвязанных с эмоциями и волевыми качествами, хотя умственная активность отвечает возрастным нормам. Такие ребята также выделяются в отдельную большую группу в классификации. Обычно такие дети эгоистичны, не считаются с интересами других, не могут взаимодействовать в составе группы.

Классификация детей с ОВЗ

Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций.

Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами.

Программа 1-4 класс для детей с ОВЗ (VIII вид)

Планирование уроков логопедии по коррекции дисграфии у детей с Общим нарушением речи (ОНР) в 1—4-х классах, предложенной Н.Н.Яковлевой дополненной по аналогии на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2005 г.

Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная, планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

ОВЗ: расшифровка

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

Второй тип программы. Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

Рекомендуем прочесть:  Алименты детям инвалидам детства

Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья

Известным фактом выступает то, что ДОУ из переход в стены начальной школы является кризисным весьма, поэтому первостепенной задачей деятельности сопровождения службы выступает профилактическая работа с детьми с касаемо ОВЗ предупреждения проблем адаптационного периода.

обучения сетевой учитель и тьютор (преподаватель-сможет) консультант проводить уроки с помощью специальной карты технологической, которая используется в качестве механизма учебного индивидуализации процесса посредством разнообразных индивидуально-моделей ориентированных организации и учебного плана, и урока (в образовательных от зависимости потребностей и возможностей данной категории Первостепенной).

Нормативные основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Многие из этих положений Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» нашли свое отражение и были детализированы в тексте Концепции развития дополнительного образования детей [2], где подчеркивается, что ее реализация позволит:

Категории детей с овз классификация

В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории: с нарушением слуха; с дисфункцией речи; с патологией опорно-двигательного аппарата; с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития; с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

Содержание Вопреки все более возрастающим достижениям медицины, с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, нуждающихся в специальном уходе и особых условиях для их формирования. Они отличаются многообразными видами нарушений общего развития различной степени, которые не всегда ограничивают их общение с внешним миром.

Дошкольное образование детей с ОВЗ

Для детей с ОВЗ, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в садах организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ. Общая продолжительность занятий составляет пять часов в неделю (инструктивное письмо Министерства Образования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение специального дошкольного образовательного учреждения бесплатно (письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»).

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ материал (2 класс) на тему

Учащийся повторяет все предъявляемые предложения, но путается, добавляет лишние слова, искажает смысл предложения. Самостоятельно образует правильно большинство грамматических форм существительных без стимулирующей помощи.

Программа сохраняет основное содержание по учебным предметам, но отличается коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении. В обучении больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный, репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т.д. В основу разработки адаптированной образовательной программы заложены дифференцированный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ

В свете этого важно отметить, что на данный момент методическая база, на которую воспитатели ДОУ могут опереться при разработке АООП, при подборе методов, форм и особенностей педагогической работы с детками, имеющими особые образовательные потребности, а также членами их семей, остается несформированной, что усложняет процесс инклюзии и внедрения принципов ФГОС ДО. Система мониторинга достижений детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС также основана исключительно на личных разработках отдельных специалистов, что обуславливает необходимость дальнейшей методической работы по данному направлению. Еще одна актуальная проблема системы — необходимость оперативного повышения квалификации воспитателей, которую можно разрешить исключительно посредством осуществления комплексной работы по самообразованию.

  1. Создание специальных условий для всестороннего развития личности по ключевым направлениям — интеллектуальному, физическому, социально-коммуникативному, нравственно-эстетическому, творческому — с учетом индивидуальных психофизических показателей.
  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование эмоционально-нравственного благополучия, приобщение к общегражданской и общемировой системе гуманистических ценностей.
  3. Обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширение мировоззренческих знаний и практических умений.
  4. Развитие природного творческого потенциала каждого воспитанника независимо от уровня психоэмоционального развития.
  5. Создание вариативности дошкольного образования за счет использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП ДО.

Формы обучения детей с ОВЗ

Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что инклюзивное образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде. То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.

В качестве одного из вариантов вхождения ребенка с ОВЗ в школьную среду может выступать система коротких занятий с разными педагогами за один день. Уроки, или консультации при этом составляют по 15-20 минут. Ребенок пока индивидуально знакомиться с предметами, педагогами и даже кабинетами и строением школы. Это очень важно особенно для мальчиков и девочек с разной степенью умственной отсталости. При этом все педагоги и узкие специалисты во взаимодействии с родителями принимают решение о формах дальнейшего получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, исходя из того, как они усваивают материал, как они себя ощущают в школьной среде.

Виды обучения детей овз

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Ссылка на основную публикацию