надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия

Содержание

Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

2) изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

13) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности в случае и порядке, установленном УПК;

ГЛАВА 2

Важнейший этап надзорной деятельности — поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта либо постановления о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Тема 8

Ознакомление с материалами уголовного дела, находящимися в производстве у следователя или дознавателя, происходит в целях проверки обеспечения допустимости доказательств, защиты прав участников уголовного процесса, и в первую очередь потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого.

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

В отличие от надзора за исполнением законодательства прокурор при осуществлении надзора за исполнением закона органами предварительного расследования в ходе досудебного производства, а также при производстве предварительного следствия и дознания обладает властно-распорядительными полномочиями. Если при осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор устанавливает, что вынесенные государственными органами, организациями, должностными лицами акты не соответствуют закону, он вносит протест либо выносит предписание. При установлении прокурором, что вынесенное органом, осуществляющим досудебное производство, предварительное следствие и дознание, постановление является незаконным и необоснованным, он отменяет это постановление. Прокурор вправе отменить не соответствующие закону указания руководителей следственного подразделения и органа дознания.

Рекомендуем прочесть:  Кому ставятся условия исчисления 44

Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» предусматривает ряд гарантий охраны прав личности, в том числе в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

7) применять, изменять или отменять меры пресечения, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, при этом прокуроры и их заместители обязаны лично изучать материалы уголовных дел, а также устанавливать срок предварительного расследования, продлевать срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования;

Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Понятие предмета надзора играет определяющую роль для понимания содержания надзорной деятельности, ее сущности и специфики. Предметность деятельности является ее основной, конституирующей характеристикой. При изучении вопроса о предмете надзора за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия следует определить сферу затрагиваемых им отношений. Как в литературе, так и в законодательстве он рассматривался в основном применительно к направлению, получившему название «общий надзор» (ст. 22 Закона о прокуратуре СССР). С момента принятия Закона о прокуратуре РФ свой предмет приобрели уже три направления прокурорской деятельности (ст. 20, 25, 28). Однако по-прежнему остался неразрешенным вопрос о предмете надзора в целом.

Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия

4) при установлении факта необоснованного применения Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицами, исполняющими их обязанности, меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога входить к Генеральному прокурору Республики Беларусь либо лицу, исполняющему его обязанности, с представлением о принесении протеста об отмене постановления о применении меры пресечения;

Рекомендуем прочесть:  Продление договора аренды гк

Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия

Объекты надзора. В настоящее время предварительное следствие осуществляется следователями: Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК). К органам дознания отнесены органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ч.1 ст. 40 УПК). Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК отдельными полномочиями органа дознания (возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий) наделены некоторые должностные лица, а именно: капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций и баз; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных учреждений. Таким образом, объектами надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются: начальники органов дознания, указанных в ч. I и 3 ст. 40 УПК, начальники подразделений дознания и дознаватели этих органов; следователи и руководители следственных органов.

Надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия

1. Прокурорам республик в составе Российской Федерации, прокурорам краев и областей, городов и районов сосредоточить внимание на предупреждении и устранении нарушений закона, связанных с незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов на почтово-телеграфную корреспонденцию, необоснованным привлечением граждан к уголовной ответственности.

Функции прокурорского надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

УПК РФ изменил правовую регламентацию дознания, ст. 225 УПК РФ устанавливает, что по окончании дознания дознаватель составляет не обвинительное заключение, а обвинительный акт. Прокурор в соответствии со ст. 226 УПК РФ рассматривает уголовное дело с обвинительным актом и влечение 2 суток принимает решение об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд, либо о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта (но не для дополнительного дознания), либо о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Если в ходе дознания не удалось установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания, прокурор в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ направляет уголовное дело для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Ссылка на основную публикацию