прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

Содержание

Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

Одна из причин недостатков контрольной деятельности руководителей органов дознания — отсутствие закона, регулирующего их процессуальные полномочия. Правда, имелись ведомственные акты, регламентировавшие процессуальную деятельность этих органов: (Примерное положение об организации работы специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности (местной милиции), утвержденное приказом МВД РФ от 16 октября 1992 г. «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно»; Письмо Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Следственного комитета МВД России от 9 сентября 1993 г. «О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел». Но они противоречили принципу законности, тому, что порядок производства по уголовным делам определяется только уголовно-процессуальным законом (ст. 1 УПК РСФСР). К сожалению, нет статьи, посвященной процессуальным полномочиям начальников органов дознания, в новом УПК РФ. Благо, что в УПК РБ (ст. 38), РК (ст. 66), РУ (ст. 39) этот вопрос урегулирован. К примеру, по УПК РК начальник органа дознания контролирует своевременность и законность действий дознавателей и вправе: 1) проверять находящиеся в их производстве дела; 2) давать указания о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о передаче дела (материалов) от одного дознавателя к другому; 3) поручать дознание нескольким дознавателям; 4) возбуждать уголовное дело и лично проводить дознание, приняв при этом дело к своему производству либо выполняя отдельные процессуальные действия.

Курс уголовного процесса

Вынесенное следователем, руководителем следственного органа постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено и руководителем (вышестоящим руководителем) следственного органа. В этом случае соответствующий руководитель следственного органа отменяет незаконное постановление и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями , устанавливая срок их исполнения.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

Начальник следственного отдела в пределах своей компетенции может, в частности, поручить следователю проверить наличие оснований для возбуждения уголовного дела по поступившему заявлению или сообщению о преступлении, передавать первичные материалы от одного следователя другому, давать указания по существу проверки, а также принятии мер к предотвращению или пресечению преступления, по закреплению его следов. Кроме того, начальник следственного отдела может как участвовать в проверке заявлений или сообщений, проводимой следователем (например, в получении объяснений от граждан или должностных лиц), так и лично рассматривать и разрешать первичные материалы, выносить по ним соответствующие решения.

Рекомендуем прочесть:  Выплата аванса если работник в отпуске

Прокурорский надзор, судебный и процессуальный ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве

Свидетель вправе явиться на допрос с адвокатом (ч. 5 ст. 189 УПК). Адвокат вправе: давать свидетелю в присутствии следователя краткие консультации; задавать с разрешения следователя вопросы свиде–телю; делать письменные замечания по поводу пра–вильности и полноты записей в протоколе, а также заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Следователь может отвести вопросы ад–воката, но обязан занести отведенные вопросы в про–токол допроса.

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

Представляется, что постановление о возбуждении уголовного дела на данном этапе уголовного процесса может быть отменено не только полностью, но и частично. Например, уголовное дело возбуждено одновременно по составам преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ и в отношении конкретных лиц. Действующий закон не препятствует отмене постановления о возбуждении уголовного дела по одному из составов, а также в отношении одного или нескольких лиц Колоколов Н.А. Приказы Генерального прокурора РФ в механизме уголовно-процессуального регулирования // Уголовный процесс. — 2006. — № 4. — С. 48-49..

Ведомственный контроль и надзор прокурора за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

На базе полученной информации у обучаемых возникает потребность в дополнительных сведениях. Порядок их представления тот же. Для оживления ситуации допускается инициативная передача посредником некоторых сведений. Например, об осложнениях в течении болезни у пострадавшего, наличие его дополнительного заявления о непривлечении к ответственности и др. Маневрирование информацией должно быть заранее продумано. Однако порой удается добиться положительного эффекта, когда посредник начинает импровизировать, подыгрывать курсантам, меняя исходные данные по ходу игры. Для того, чтобы не потерять контроль за работой каждого коллектива, посредник записывает какую информацию выдает группе. Собранный материал группа надлежащим образом оформляет. Все документы, независимо от их содержания, составляются под копирку в двух экземплярах. Координирует работу старший группы. Следует посоветовать ему не увлекаться частными задачами, а следить за развитием ситуации в целом. Главный вопрос, который должен быть разрешен под его руководством — выбор правильного решения и вынесение соответствующего постановления. Старшему группы необходимо проследить, чтобы были составлены уведомления заинтересованным лицам о принятом решении.

Лекция 6

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

Кроме того, что прокурор, не согласившись с решением органа дознания, вправе таким образом дезавуировать данное решение, он вправе также в любой момент истребовать из любого поднадзорного органа дознания и любого поднадзорного следственного подразделения, а также у нижестоящего прокурора поступивший повод к возбуждению уголовного дела и доследственные материалы его проверки либо отказной материал и отказать в возбуждении уголовного дела либо возбудить любое уголовное дело, которое подследственно поднадзорным ему следователям прокуратуры, органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел, а также органам дознания, принять его к своему производству, поручить расследование своему заместителю, помощнику, следователю прокуратуры или другого ведомства (по подследственности), сопроводив свое поручение необходимыми письменными указаниями, либо создать своим постановлением для расследования данного дела следственную группу; отменить постановление следователя, органа дознания или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, возбудить уголовное дело и дать ему дальнейшее движение, указанное выше;

Рекомендуем прочесть:  Программа Молодая Семья 2020 В Ставропольском Крае Где Приобретать Жилье

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного согласия прокурора. Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

Противоположной приведенной точке зрения является позиция о том, что руководитель следственного органа уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления следователя и нижестоящего руководителя следственного органа без какого-либо ограничения во времени Никифоров С.А. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела // Законность. — 2011. — № 1. — С. 40-42..

Сколько стоит написать твою работу

Незаконным признается постановление, вынесенное с нарушением как уголовно-процессуального, так и материального права. Незаконным, в частности, постановление может быть признано, если в нем отсутствуют дата его вынесения или подпись лица, его составившего, если оно вынесено не уполномоченным на то должностным лицом, основывается на недопустимых доказательствах и др.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

-Организации учета и контроля исполнения. Практика прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, с учетом значительного объема анализируемой информации, предполагает создание и ведение работником собственных «учетов» (желательно с использованием компьютера), позволяющих владеть объемом и результативностью работы поднадзорных органов. Такие учеты, как правило, могут включать в себя следующую информацию: дата совершения преступления, поступления и регистрации заявления в поднадзорном органе, передачи их для организации проверки исполнителю, должность и ФИО исполнителя, краткая фабула преступления, ФИО лица, его совершившего, а также «потерпевшего», срок проверки, отметка о факте, дате, сроке исполнения письменного указания прокурора, дата принятия и вид принятого решения, отметка о согласии или несогласии с принятым решением, в последнем случае — дата и характер принятых мер реагирования, их адресаты, при необходимости — характер последующего контроля.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль в механизме обеспечения законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Представляется, что незначительные изменения формулировок закона помогут правоприменительной практике снять возникшие «шероховатости» данного приказа, что, безусловно, поднимет эффективность контроля и надзора за принимаемыми решениями на стадии возбуждения уголовного дела об отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии возбуждения уголовного дела

Прежде всего прокурор сам наделен правом возбуждать уголовные дела и отказывать в этом, что позволяет ему быстро принимать необходимые меры по заявлениям и сообщениям о преступлениях. Органы дознания и следователь немедленно направляют прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела, что позволяет незамедлительно проверить законность и обоснованность принятого решения. По каждому уголовному делу прокурор заводит надзорное (наблюдательное) производство, в котором сосредоточиваются копии важнейших процессуальных документов, начиная с постановления о возбуждении уголовного дела.

Ссылка на основную публикацию