особенности надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Содержание

Особенности надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Деятельность прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства в процессе взаимодействия следователей и оперативных работников осуществляется до возбуждения уголовного дела при реализации оперативно-розыскной информации следователем; в период производства предварительного следствия; после принятия решения о приостановлении производства по делу в случаях, когда обвиняемый скрылся от следствия, или когда по иным причинам не установлено его местонахождение.

ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

На работников прокуратуры возложен целый ряд разнообразных полномочий. Реализовать весь комплекс возложенных обязанностей и имеющихся прав, по сути, невозможно хоть сколько-нибудь эффективно без организованного управления. Важно отметить, что некое локальное подразделение структуры, скажем, районного масштаба, не может осуществить все функции, которые на него возлагаются. Эта проблема решается путем осуществления контроля и координации с позиции вышестоящего руководства.

ГЛАВА 3

Принятый более 20 лет назад Закон о прокуратуре РФ сыграл немаловажную роль в режиме обеспечения законности в государстве. Однако при издании данного акта были выявлены недостатки, касающиеся деятельности прокуратуры. Во-первых, прокуратура оказалась единственной структурой, функции которой никак не были обозначены в Конституции РФ. Во-вторых, ст. 129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре РФ, помещена законодателем в гл. 7, которая называлась «Судебная власть».

Особенности надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

1. Прокурор района, осуществляющий надзор за законностью производства предварительного следствия, ознакомившись с уголовным делом по обвинению Кротова в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 161 УК РФ, дал следователю указание избрать в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу. Следователь вынес такое постановление, и прокурор его санкционировал. Вправе ли прокурор санкционировать арест?

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

В соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокуроры обязаны принимать исчерпывающие меры к выявлению и устранению выявленных нарушений закона. Прокурор должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы не только выявлять допущенные органами предварительного расследования нарушения, но и средствами прокурорского надзора исключать возможность их повторения в будущем.

Особенности надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Цели данной подотрасли надзора состоят в обеспечении посредством предоставленных процессуальных полномочий реализации назначения и принципов уголовного судопроизводства на его досудебных стадиях, соблюдении прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства, всесторонним, полном и объективном расследовании уголовных дел неуклонном соблюдении органами предварительного расследования процессуальной формы.

Рекомендуем прочесть:  Как подать заявление в загс на регистрацию брака через интернет

Полномочия прокурора и их особенности при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

1) право отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (ст. 116 и п. 2 ст. 211 УПК); 2) право давать письменные указания органам дознания и предварительного следствия (п. 3 ст. 211 УПК); 3) право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования (ч. 8 ст. 211 УПК); 4) право отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ст. 211 УПК); 5) право выносить постановления, в том числе о возбуждении или прекращении уголовного дела (п. 11 ст. 211 УПК РСФСР). Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно менее допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона. В то же время в уголовно-процессуальной деятельности не используются полномочия, специально предусмотренные Федеральным законом о прокуратуре для предупреждения нарушений закона, которые применяются при осуществлении надзора за исполнением законов, например, предостережение, предусмотренное ст. 251 Закона о прокуратуре в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ. Несмотря на это, Уголовно-процессуальный кодекс дает прокурору немало возможностей для предупреждения нарушений закона. Недостаточность именно предупредительной направленности прокурорского надзора отмечается в ряде приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации как недостаток прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия в ряде субъектов Российской Федерации. Так, в приказе и.о. Генерального прокурора Российской Федерации № 31 от 22 июня 1999 г. "О результатах проверки организации работы прокуратуры Пермской области по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью, исполнению приказов Генерального прокурора Российской Федерации" отмечено, что в деятельности многих прокуратур области осуществление надзора сводилось к фиксированию нарушений закона, а не к их своевременному пресечению и предупреждению.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Понятие «прокурорский надзор» рассматривается в двух аспектах: как определенный вид деятельности(основная функция прокуратуры) и как совокупность правовых отношений, складывающихся в ходе реализации данной деятельности. Современное состояние законодательства и права не позволяет вести речь о существовании отдельного пласта надзорных правоотношений. В этой связи на сегодняшний день более правильно прокурорский надзор определять как отдельный вид правоприменительной деятельности.

Особенности надзора за исполнением законов органами дознания

В связи с этим надзор за исполнением законов при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях должен осуществляться наиболее активно, чтобы максимально приблизить расследование ко времени совершения преступления. Поэтому проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц.

Рекомендуем прочесть:  Имеют Ли Право Приставы Удерживать С Доходов Жены Должника

Особенности надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

4. При расследовании террористических актов, убийств, а также преступлений, связанных с нарушением правил охраны труда и техники безопасности и других, где требуется применение специальных познаний, прокурорам следует рекомендовать следователям шире привлекать специалистов, использовать научно-технические и криминалистические средства.

Особенности надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

• на то, чтобы по сообщениям о любом совершенном или готовящемся преступлении принимались решения в срок не позднее 3 суток со дня их поступления. Этот срок может быть продлен прокурором, а также начальником следственного отдела, начальником органа дознания до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий, только прокурором до 30 суток. Из этого вытекает, что это требование закона касается не только дознавателей, но и следователей, и прокуроров в том числе;

Особенности надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Законы об оперативно-розыскной деятельности, милиции, внутренних войсках, контрразведке, налоговой полиции допускают проникновение в жилище и его обследование с санкции прокурора, а при наличии опасения, что промедление приведет к совершению некоторых тяжких преступлений, — и без такой санкции (с немедленным уведомлением прокурора) (ст. 8 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”). Обследование жилища допускается до совершения преступления, до возбуждения уголовного дела, без понятых и без определенной правовой процедуры. Если проникновение в жилище предпринимается для обнаружения переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений либо для установки звукозаписывающей аппаратуры, фиксирующей телефонные, а заодно и все прочие разговоры в помещении, то, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, оно может быть произведено только на основании судебного решения. Подавляющее число проникновении в жилища и их обследований как методов оперативной работы проводится именно с этими целями.

Прокурорский надзор

Генеральный прокурор РФ требует, чтобы прокуроры ежедневно проверяли законность задержания подозреваемых и содержания их в изоляторах временного содержания. Прокурорам предписывается незамедлительно проверять и принимать меры по жалобам на незаконность задержания. При получении заявления задержанного о применении незаконных методов следствия безотлагательно проводить его проверку.

Особенности надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

5. Руководителям органов прокуратуры при расследовании уголовных дел об умышленных убийствах, хищениях, взяточничестве и других сложных уголовных дел создавать группы следователей, специализирующихся на раскрытии преступлений. При выборе состава группы должны учитываться опыт и степень квалификации следователей, их профессиональная ориентация, то есть склонность к расследованию определенного вида преступлений. Практика убедительно подтверждает, что правильная организация оперативно-следственной группы способствует более успешному раскрытию и расследованию преступлений.

Ссылка на основную публикацию