Задачи ювенального права

Лекции по курсу «Ювенальное право»

Первичной составляющей любой отрасли права является правовая норма. Норма ювенального права — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властных предписаний, которое призвано самостоятельно осуществлять охрану прав несовершеннолетнего (или усиливать действие иных правовых норм) и регулировать специфические по своему содержанию общественные отношения.

Отечественная наука ювенального права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Это, в частности, выражается в форме участия ученых и практиков в разработках, консультировании и экспертной оценке законопроектов по вопросам ювенального права и законодательства, проходящих в Федеральном Собрании РФ на парламентских чтениях по тем или иным вопросам правовой защиты несовершеннолетних.

Глава 1

В зависимости от структуры межсубъектной связи все ювенальные правоотношения можно разделить на относительные и абсолютные правоотношения, осложненные ювенальным элементом. В относительных ювенальных правоотношениях ребенку, как субъекту права противостоят строго обязанные определенные лица. Например, работодатель и несовершеннолетний работник; ребенок и его родители и т.д.. В абсолютных же ювенальных правоотношениях ребенку противостоит неопределенное число обязанных лиц. Например, в авторском правоотношении (автором является несовершеннолетний) в качестве обязанных лиц, выступают все окружающие автора лица.

Наука ювенального права изучает и исследует проблемы правового положения ребенка, вопросы реформирования. Как отрасль научного знания ювенальное право может способствовать не только решению конкретных государственно-ювенальных проблем, но и совершенствованию всего российского законодательства по вопросам обеспечения прав и свобод несовершеннолетних. Можно отметить и тот факт, что научные исследования в сфере ювенального права носят междисциплинарный комплексный характер. Следовательно, анализ проблем и поиск научных решений должны непосредственно осуществляться на стыке юридических наук, на границе политической науки, психологии, медицины, ювенологии и т.д.

Задачи ювенального права

2. Принцип подзаконности судебной власти находит свое выражение, во‑первых, в том, что суды и судьи действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции РФ и действующим законам, и, во‑вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона, по мотивам так называемой целесообразности, с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела и т. д.

Рекомендуем прочесть:  20 процентов ипотека

Методы – способы воздействия на ювенальные общественные отношения. Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. различного вида благ, по поводу которых и развиваются общественные отношения.

Лекции по курсу «Ювенальное право» (стр

Своим появлением комплексные отрасли права обязаны профилирующим исторически сложившимся отраслям. Их эволюция неизбежно повлекла за собой общее усложнение правовой регламентации, в результате чего правовое положение одних и тех же благ стало регулироваться большим количеством актов разнообразных отраслей права. Кроме того, в рамках базовых отраслей постепенно появились сравнительно новые объекты правового регулирования. Такая ситуация обусловила существование коллизий и пробелов в правовом регулировании отношений, в том числе с участием лиц несовершеннолетнего возраста. Поэтому основной причиной выделения ювенальной отрасли права явилась специфика системного регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетнего путем объединения норм, традиционно входивших в иные отрасли права. Как нам представляется, понимая это, некоторые последовательные сторонники традиционной трактовки понятия отрасли, тем не менее, признают право на существование комплексных подразделений системы права. Так, например, выделяет их в числе основных звеньев отраслей права.

Для того чтобы такое воздействие было эффективным и достигало бы того результата, на который рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Иначе говоря, содержание метода правового регулирования в существенной мере предопределяется характером регулируемых отношений. Верно и обратное утверждение.

Задачи ювенального права

Парадоксальность ситуации состоит в том, что у родителей и лиц, их заменяющих, нет возможности воздействовать на ребенка. Такие возможности появляются у органов, которые занимаются профилактикой безнадзорности и правонарушений. Однако у этих государственных органов такие возможности появляются в отношении детей: уже употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; уже совершивших правонарушение, влекущее применение мер административного взыскания; уже совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Согласно УК РФ в отношении детей, достигших возраста 14 лет, правоохранительные органы могут начать уголовное преследование, если они совершили: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162) и другие тяжкие преступления (ст. 19). Однако меры воздействия (порой достаточно жесткие) в отношении детей родители должны иметь право применять еще до совершения перечисленных правонарушений.

Рекомендуем прочесть:  Пособие по рождению первого ребенка в 2020

При этом у самих активных сторонников ювенального права есть проблемы с системным анализом законодательства. В качестве примера можно привести следующий пассаж: «Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин “несовершеннолетний” (малолетний, ребенок, молодежь). Дополнительные сложности создает тот факт, что законодатель, как правило, не считает нужным сформулировать четкое определение этого понятия для каждой отрасли права, вероятно, относя его к очевидным. Такую ситуацию можно наблюдать на примере источников гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей законодательства. В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном).

Ссылка на основную публикацию