органы и лица компетентные решать вопрос о возбуждении уголовного дела

Содержание

Органы и лица, уполномоченные возбуждать уголовные дела

Если же в поводе для возбуждения уголовного дела отсутствует достаточная информация для того, чтобы сразу же возбудить уголовное дело или отказать в этом, дознаватель и следователь проводят проверку достаточности оснований. Такая проверка может быть проведена путем осуществления следующих процессуальных действий: истребования в организациях, предприятиях, учреждениях и у граждан предметов и документов, производства документальных проверок, ревизий, исследований с привлечением специалиста документов, предметов, трупов, путем дачи органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В исключительных случаях могут быть проведены такие следственные действия, как осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование.

Субъекты, правомочные возбуждать уголовные дела

Статья 147. Возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения 1. Уголовные дела о преступлениях, указанных в части второй статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя: 1) в отношении конкретного лица — в порядке, установленном частями первой и второй статьи 318 настоящего Кодекса; 2) в отношении лица, указанного в статье 447 настоящего Кодекса, — в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса. 2. Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление. 3. Уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке. 4. Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса.

Порядок возбуждения уголовного дела

Ч. 4 ст. 20 УПК РФ предоставляет прокурору, а также следователю и дознавателю с согласия прокурора право возбудить уголовное дело частного обвинения при наличии, а также при отсутствии заявления потерпевшего в случае, «если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами».

Органы и лица компетентные решать вопрос о возбуждении уголовного дела

От своевременности возбуждения уголовного дела во многом зависит успех его дальнейшего расследования. Волокита и ошибки, допущенные в этой стадии процесса, нередко влекут невосполнимую в дальнейшем утрату доказательств. Законное и своевременное возбуждение дела обеспечивает защиту интересов общества и государства, а также прав и законных интересов потерпевших от преступления. С другой стороны, законный и обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела также является гарантией прав личности, ограждая ее от необоснованного при- влечения к уголовной ответственности.

Рекомендуем прочесть:  Школьный билет на поезд до какого возраста

Органы и лица компетентные решать вопрос о возбуждении уголовного дела

К органам дознания, имеющим право на возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела, ст. 117 УПК относит: милицию; командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительных учреждений, следственных изоляторов и воспитательных учреждений — по делам против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации — по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; Федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению; таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188,189, 190, 193 и 194 УК.

Органы и лица компетентные решать вопрос о возбуждении уголовного дела

К должностным лицам, уполномоченным решать вопрос о возбуждении уголовного дела, как отмечено выше (см. § 3.3 гл. 4 учебника), отнесены и начальники следственных отделов. Круг этих лиц может быть определен без особых трудностей (см. п. 18 ст. 5 УПК и § 3.3 гл. 4 учебника), их полномочия по возбуждению уголовных дел в УПК регламентируются относительно четко и в комментариях не нуждаются.

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

К этому виду поводов относятся сообщения, содержащиеся в разных СМИ и иных источниках, о преступлении, которые уже произошли или готовятся к совершению. Эти сообщения органам следствия, дознания и прокуратуры не адресуются. Но несмотря на это их работники обязаны проверить содержащиеся в них сведения.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Заявление о преступлении – это наиболее широко распространенный способ заявить о случившейся или готовящейся беде. Оно может быть представлено письменно и устно. Письменное прошение заверяется подписью заявителя, а устное – протоколируется органами дознания или следователем. При этом заявитель предупреждается о несении уголовной ответственности за предоставление ложной информации, а в протокол принятия заявления заносится отметка об этом.

Субъекты, правомочные возбуждать уголовные дела

Исходя из смысла норм глав 19-20 УПК РФ, участниками стадии возбуждения уголовного дела являются: дознаватель, следователь, орган дознания, руководитель следственного органа, прокурор, суд и заявитель, а также лица, которые могут оказать содействие при проведении проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении: специалист; редакция; главный редактор; лицо, предоставившее информацию СМИ; потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного обвинения; конкретное лицо, в отношении которого есть подозрение.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты внукам ликвидаторов чаэс

Возбуждение уголовного дела

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предваритель­ного следствия или дознания, следователь приступает к производ­ству предварительного следствия, а орган дознания — к производ­ству дознания, судья направляет дело для производства предва­рительного следствия или дознания, а в случаях, предусмотрен­ных законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст. 27 УПК).

Органы и лица компетентные решать вопрос о возбуждении уголовного дела

Помимо всего прочего, хотелось бы затронуть проблему института отводов на стадии возбуждения уголовного дела. Институт отводов служит мерой защиты от злоупотреблений участниками уголовного процесса властными полномочиями. Однако недостатки нормативного регулирования в этой сфере создают условия для ограничения прав личности при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела

В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

ОРГАНЫ И ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ВОЗБУЖДАТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

Постановлением Конституционного суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П ст.3; п.6 ч.1 ст.108; ч.1,2 и п.1 ч.3 ст. 109; ст. 112 и 115; п.4 ч.1 ст.232 и ч.1,2 и 4 ст.256 УПК РСФСР признаны несоответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают или допускают полномочия суда возбуждать уголовное дело, в том числе в отношении нового лица, и применять к нему меру пресечения.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

К органам в узком смысле слова было бы логично относить различного рода подразделения, входящие в системы учреждений внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и других федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а к должностным лицам — командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, судебных приставов, а также капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и начальников зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений. К должностным лицам органов дознания относятся и дознаватели.

Органы и должностные лица, имеющие право возбуждать уголовные дела

Необоснованное возбуждение уголовных дел отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. Нельзя сбрасывать с весов и то обстоятельство, что из-за необоснованного начала предварительного расследования граждане без необходимости вызываются в милицию, прокуратуру, отрываются от общественно-полезного труда.

Ссылка на основную публикацию