Анонимное сообщение о преступлении

Статья 141

1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

Комментарий к СТ 141 УПК РФ

1. Содержание и форма заявления должны отвечать требованиям доказательства в виде иного документа (ст. 84 УПК) или протокола (ст. ст. 83, 166). Заявление является поводом к возбуждению дела, если оно содержит хотя бы один из двух элементов: а) информацию о признаках преступления; б) просьбу о привлечении каких-либо лиц к уголовной ответственности. Даже если в таком заявлении не усматривается признаков преступления, оно все равно является поводом к возбуждению дела — влечет обязанность принять заявление, проверить его и вынести решение (признаки преступления могут быть обнаружены в результате проверки из других источников).

Курс уголовного процесса

Введение специального повода затруднило использование в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности, фактически сократило до трех лет срок выявления преступлений в налоговой сфере с момента их совершения, так как в силу п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Как следствие, сократилось количество выявленных налоговых преступлений и возбужденных уголовных дел, повысилась латентность налоговой преступности.

АНОНИМНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

В уголовно-процессуальной литературе как анонимные предлагается, в частности, понимать заявления без подписи или за подписью вымышленного лица [9, с. 100]; заявления, не содержащие сведений об авторе, исполненные от имени вымышленных лиц или лиц, реально существующих, но их не писавших [8, с. 116], заявления, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы) [10, с. 293]. Модельный уголовно-процессуальный кодекс для государств-участников СНГ, разработанный под эгидой Межпарламентской ассамблеи государств- участников СНГ [1], под анонимными понимает неподписанные или подписанные подложной подписью либо написанные от имени вымышленного лица сообщения о преступлении (ст. 221).

Рекомендуем прочесть:  Гарантия качества работ

Анонимное сообщение о преступлении

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Анонимное сообщение о преступлении

Если заявитель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол принятия устного заявления о преступлении, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания заявителем (ч. 3 ст. 167 УПК РФ).

Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г

К материалам о преступлениях относятся письменное заявление; протокол принятия устного заявления; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления; материалы, направленные налоговыми органами для возбуждения уголовного дела; постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для уголовного преследования; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проверке по сообщению СМИ; заявление потерпевшего по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося теракта.

Статья 141

4. Анонимным признается такое сообщение, в котором не содержится подпись автора или отсутствуют сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, адрес). Неизвестность первоисточника (автора) исключает свойство допустимости документа, его юридическую силу и способность служить поводом к возбуждению дела.

Анонимное сообщение о преступлении

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания ,а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Рекомендуем прочесть:  Субсидия инвалидам 1 группы

Статья 141 УПК РФ

О наличии у законного представителя таких же прав, как и у потерпевшего, некоторые процессуалисты часто забывают, и поэтому к числу лиц, от которых может быть принято заявление о преступлении по делу частно-публичного обвинения, относят только лишь потерпевших. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 298 — 299.

Прокуратура информирует

В соответствии со ст. 144-145 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить до 30 суток. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 141 УПК РФ

3. Обязанность принять и зафиксировать устное заявление о преступлении вне зависимости от подследственности или подсудности возложена на лиц, уполномоченных возбуждать уголовное дело, а также на сотрудников правоохранительных органов и суд во время судебного заседания. Смотрите ком. к ст. 144.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г

23 Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года, регистрационный N 30957).

Можно ли сделать заявление о преступлении анонимно

2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

Ссылка на основную публикацию