содержание прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Содержание

Содержание прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы — это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Содержание прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Целями данной подотрасли прокурорского надзора являются постоянное наблюдение за: выполнением в соответствии с законом органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных в их совершении лиц, розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывшихся от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания; своевременным, комплексным и активным осуществлением оперативными подразделениями всего объема ОРМ, разрешенных Законом об ОРД; обеспечением надлежащего документирования результатов ОРД и использованию их в соответствии с требованиями закона.

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

  1. в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые – не регистрируются и не рассматриваются;
  2. уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;
  3. нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т. д.

Глава 2

В целях проверки поступившей прокурору информации о допущенных при расследовании нарушениях закона, прав и свобод участников уголовного судопроизводства прокурор вправе по мотивированному письменному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2№ ст. 37 УПК РФ). Из положений п. 5 № ч. 2 ст. 37, ч. 1№ ст. 211 и ч. 1 ст. 214 УПК РФ в их совокупности следует, что прокурору по его требованию должны быть представлены и материалы приостановленного и прекращенного производством уголовного дела, а согласно предписаниям п. 5№ ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148 УПК РФ прокурору по его требованию должны быть предоставлены материалы, послужившие основанием для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Рекомендуем прочесть:  Должники По Комунальным Платежам В Спб

Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного расследования

В практике известны случаи, когда выявление прокурором факта неполноты проверки по существующим системам криминалистических и других учётов способствовало устранению следователем этого недостатка и получению важных доказательств. Анализ содержания приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 позволяет считать, что комплексный подход должен использоваться прокурорами: при изучении материалов, по которым вынесены постановления о возбуждении уголовных дел; при проверке законности и обоснованности применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения; при проверке законности и обоснованности возбуждения уголовных дел; при проверке законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемого; при проверке исполнения следственными органами требования прокурора об устранении нарушений закона; при проверке законности и обоснованности прекращения уголовного дела, уголовного преследования; при проверке в порядке ст. 124 УПК жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа; при изучении уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением, обвинительным актом.

Дознание в органах внутренних дел

В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства, установленных Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», был подготовлен приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания». Согласно данному приказу соответствующие должностные лица прокуратуры обязаны:

Прокурорский надзор за органами дознания

Под прокурорским надзором понимается осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов государственными и общественными образованиями путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Функции прокурорского надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

На эти же основные для осуществления прокурорского надзора участки ориентирует приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» 2 . В приказе обращается внимание на необходимость единого подхода к организации прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от ведомственной принадлежности.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Рекомендуем прочесть:  Гарантийного письма на оплату товара

Реферат: Прокурорский надзор за органами дознания

В соответствии с законом по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.1

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия Текст научной статьи по специальности — Государство и право

В предмет надзора включаются розыскные действия (ч. 1 ст. 152 УПК), при этом законодатель употребляет и термин «розыскные меры» (п. 38 ст. 5 УПК РФ), понимая под ним меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Думается, что эти термины совпадают. Как считает А. А. Чувилев, розыскные действия — это предусмотренные законом гласные, но не облеченные в уголовно-процессуальную форму действия, направленные на обнаружение лиц, могущих стать свидетелями, скрывшихся подозреваемых и обвиняемых, поиск предметов и документов, имеющих значение для дела [13, с. 138].

Прокурорский надзор предварительного следствия

Исходя из этого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ[1]").

Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия

Для принятия адекватных мер в борьбе с преступностью — не­гативным социально-правовым явлением — правоохранительные органы наделены властными полномочиями, ограничивающими в определенной мере права и свободы личности. При этом они долж­ны не только обеспечить защиту гражданского общества и челове­ка от преступных посягательств, выявлять причастных к нему лиц, но и не допускать нарушений установленных правил уголовного судопроизводства.

Будь умным

  1. Законность содержания в соответствующих учреждениях
  2. Надзор за законностью применение мер дисциплинарного воздействия, оружия, физической силы и спец.средств к соответствующим категориям лиц.
  3. Надзор за соблюдением установленного законом режима исполнения и отбывания наказания
  4. Надзор за законностью осуществления в исправительных учреждениях оперативно-розыскной деятельности
  5. Надзор за соответствием ФЗ всех правовых актов, издаваемых администрациями поднадзорных объектов
  6. Надзор за законностью применения условно-досрочного освобождения (УДО), перевода в другие исправительные учреждения, конвоирования и разконвоирования
  7. Надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
  8. Рассмотрение и разрешение обращений, поступивших от лиц, находящихся в данных учреждениях.

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

1.17. Изучая уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением, проверять соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.

Ссылка на основную публикацию