процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждении уголовного дела

Содержание

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждении уголовного дела

Например, часто проводятся контрольные закупки товаров, оперативно-розыскные действия, получение образцов, ведомственная проверка и ведомственная экспертиза, опросы граждан и должностных лиц, ознакомление с обстановкой на месте, обследования, изучение документов, исследование (направление на исследование), изъятие предметов и документов, судебно-медицинское освидетельствование и др.

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждении УД

Если прокурор признает постановление о возбуждении УД незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения УД, отменить постановление о возбуждении УД, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему УД. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено УД.

Уголовно-процессуальное право

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными правовыми актами. Исключение составляет проверка сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации. Такую проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или по поручению руководителя следственного органа следователь.

Возбуждение уголовного дела

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности или в суд органы расследования принимают меры по сохранению следов преступления. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК).

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальным законом не установлен перечень проверочных мероприятий, которые должны производиться на стадии возбуждения уголовного дела. В УПК РФ предусмотрена лишь возможность проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов. Тем не менее, органы расследования могут осуществлять следующие действия по проверке сообщений о преступлениях: истребование и представление предметов и документов, получение объяснений. Следует отметить, что данные действия не могут быть подкреплены процессуальным принуждением.

Рекомендуем прочесть:  Налог на землю в зоне отселения чаэс

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждении уголовного дела

В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, могут быть произведены исчерпывающе указанные в УПК РФ следственные действия, а именно: осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение судебной экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК).

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждении уголовного дела

Принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить до 30 суток.

Порядок рассмотрения сообщений о преступлении

Обязанность принятия сообщения о преступлении позволяет говорить о наличии у следователя (дознавателя и др.) на стадии проверки задачи реагирования на каждый факт совершения деяния, содержащего уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.

Статья 144 УПК РФ

<792> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 26 января 1999 г. N 11-О «По запросу Ванинского районного суда Хабаровского края о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» // Собр. законодательства РФ. 1999. N 12. Ст. 1488.

Статья 144

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

4) Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Прокурор может составить данное постановление в результате осуществления общего надзора за соблюдением законности или рассмотрения обращения граждан (ст. 10 Федеральный закон «О прокуратуре РФ»).

Рекомендуем прочесть:  Ремонт в квартире закон шум

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждении уголовного дела

Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК). Иными словами, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по данному основанию должно быть указано, в чьих действиях отсутствует состав преступления.

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждении уголовного дела

УПК РФ допускает возможность возбуждения уголовного дела по признакам или, иными словами, по факту преступления, а также возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица. Последний вариант решения оформляется в ситуации, когда лицо, заподозренное в совершении преступления, установлено. В этом случае особенностью самого постановления является необходимость указания в нем фамилии, имени и отчества лица, которое при этом приобретает статус подозреваемого с момента возбуждения уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ).

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждении уголовного дела

Прежде всего необходимо определить, обладает ли поступившее сообщение о преступлении признаками одного из трех поводов к возбуждению дела: заявления, явки с повинной или рапорта. Сообщения, не являющиеся поводом к возбуждению дела, могут проверяться в административном или оперативно-розыскном порядке. Административная проверка предусмотрена КоАП РФ (ст. 28.1), подзаконными актами. Оперативная проверка регулируется оперативно-розыскным законодатель­ством (Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»), прово­дится специальными субъектами, средствами и в сроки, установленные ведомствен­ными нормативными актами. По результатам оперативной проверки может быть подан рапорт как повод для возбуждения дела в соответствие со ст. 143 УПК.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Всем необходимо хорошо запомнить, что Уголовный кодекс Российской Федерации (статья № 145) четко прописывает, какие органы имеют право решать вопрос о возбуждении уголовного дела, и регламентирует их полномочия. Следует запомнить, что никакие физические и юридические лица, кроме следователя или представителей органов дознания, а также прокуратуры, на это не имеют права.

Ссылка на основную публикацию