Искусственной монополии примеры

Искусственная монополия

  • наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги;
  • продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей;
  • присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок;
  • определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.

Искусственная монополия второго вида возникает в силу предоставления только одному предприятию патентов и разрешений на производство какой-либо продукции. Это может касаться различного рода изобретений, ноу-хау или ограниченного доступа к определенному ресурсу. Такие искусственные монополии имеют формы, основанные на преференциях, в том числе, и от государства, и существуют в большинстве стран мира.

Монополии: примеры в мире и в России

Слово «монополия» в переводе с греческого означает «моно» — один и «полио» — продаю. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. При этом полностью отсутствует конкуренция или больше никем не выпускаются аналогичные товары или услуги.

Нередко на рынке возникает такая ситуация, когда спрос на какой-либо конкретный товар удовлетворяется одной или несколькими компаниями. В таком случае возникает естественная монополия. Ее причины кроются в особенностях обслуживания потребителей и технологического процесса.

Искусственной монополии примеры

В условиях, когда конкуренты монополии искусственно не допускаются на рынок, монополист может без потери доходов и доли рынка искусственно сдерживать развитие производства, получая профит только за счёт увеличения цен при относительно стабильном количестве продаж из-за отсутствия конкурентов спрос становится менее эластичным, то есть цена меньше влияет на объёмы продаж. Это приводит к неэффективности распределения ресурсов «чистые потери общества, когда произведено значительно меньше продукта и по большей цене, чем потребители могли бы иметь на этом уровне развития в более конкурентной среде. В свободной экономике сверхприбыли монополистов привлекли бы в отрасль новых инвесторов и конкурентов, стремящихся повторить успех монополии.

Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается нажива последних за счет приобретателя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части товара. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

Естественные и искусственные монополии

Они принимают разную форму экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д. Все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок и поддерживают высокий уровень рыночной концентрации. 6. Инфраструктура рынка.

Однако достижение соглашения — весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор высокие барьеры для входа новых фирм на рынок небольшое количество фирм на рынке высокая степень однородности продукции растущий спрос на отраслевую продукцию особенности законодательства. Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней. Барьеры для вхождения новых фирм на рынок высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранении олигополии.

Рекомендуем прочесть:  заявление в полицию о привлечении к уголовной ответственности за клевету

Искусственной монополии примеры

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы,нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек.

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

Искусственные монополии

Направления: 1. ограничивается монополизация рынка, 2. запрещается слияние крупных фирм с целью создания монополий, 3. запрещается установление монопольно высоких цен, 4. поощряется конкуренция в цивилизованных формах. .

Монополий в чистом виде нет в настоящее время. Сейчас монополией считается фирма, производящая более 60% продукции отрасли. Они находятся на острие технического прогресса, вкладывая большие средства в научные исследования и технические разработки.

Искусственные монополии

Картель— союз предприятий одной отрасли, сохраняющий собственность на средства производства и готовую продукцию, при этом определяют для себя рыночные квоты (предел поставляемой на рынок продукции) и договариваются об уровнях цен (договорные или контрактные цены).

• Олигополия (с греч. «олигос«-союз немногих)- создается, как правило, в промышленно-развитых странах на основе неформальных договоренностей между немногими компаниями, контролирующих деятельность своих конкурентов.

Предприятия искусственной монополии

Иное дело — искусственная монополия. Это монополия «рукотворная», специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти|и|сверхприбы- лей сильные компании или подавляют своих конкурентов (с помощью,1скажем, демпинга 1 ); или осуществляютигак называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногдаїанонимно [197] [198] [199] ); илишдобровольноврбъединяются друг с другом (обычно (путём взаимного обмена акциями) виразличные союзы, чтобы [уже не конкурировать,|а1упо- рядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты (табл. 5.1). Основные различия между ними — в широте соглашений участников и «плотности» их объединения. Так, наиболее простая иро сего дня [распространённая форма —картель. Его участники (производящие однородную продукцию — нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваютсяр разделе рынков, торговых квотахтр уровнеіцен (кто, где, сколько и|почём продаёт). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность — как производственную, так и коммерческую (торговую). Il I

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути:

Естественная монополия: примеры

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Рекомендуем прочесть:  Монтаж Системы Видеонаблюдения Косгу 2020г

Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Что такое монополия

Производство и торговля товаров или предоставление услуг принадлежит одной фирме, которую также называют монополией или монополистом. У субъекта нет конкурентов, вследствие этого компания обладает определенной властью и может диктовать условия покупателям.

А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.

Монополия естественная и искусственная

сравнении величин издержек в однородном производстве. Вследствие лучшей оснащённости и большей мощности крупного предприятия происходит повы-шение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому данные монополии желаемое явление для общества, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.

монополия это предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электричес-кие и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности

Искусственной монополии примеры

А теперь давайте рассмотрим структуру отрасли, совершенно противоположную той, что мы изучали в предыдущем параграфе. В отрасли может существовать всего одна фирма, и равновесие в этом случае будет устанавливаться по совершенно иным принципам, чем в условиях конкуренции большого числа небольших фирм.

Но монополист заинтересован не в обслуживании максимального количества пассажиров при наименьшей цене билета, а в получении наибольшей прибыли. Как и в предыдущем случае, монополист может перебрать все точки на кривой спроса и определить, в какой из них он получает максимальную прибыль. На нашем рисунке это точка М = в ней монополист получает прибыль 138 тысяч рублей (в остальных точках прибыль меньше этого значения). При этом цена возрастает до 40 рублей, и количество пассажиров в троллейбусах уменьшается в два раза.

Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки

Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно увеличена, спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и услуг одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей увеличится, объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти.

Ссылка на основную публикацию