прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

Содержание

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

правом на обжалование в соответствии со ст. 123 УПК наделен широкий круг лиц. Жалобы могут быть поданы как участниками уголовного судопроизводства (см. § 1 гл. 4 учебника), так и иными лицами. Правда, такое право последних ограничивается указанием на то, что они вправе обжаловать только такие действия (бездействие) или решения, которые "затрагивают их интересы";

Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

Кроме того, что прокурор, не согласившись с решением органа дознания, вправе таким образом дезавуировать данное решение, он вправе также в любой момент истребовать из любого поднадзорного органа дознания и любого поднадзорного следственного подразделения, а также у нижестоящего прокурора поступивший повод к возбуждению уголовного дела и доследственные материалы его проверки либо отказной материал и отказать в возбуждении уголовного дела либо возбудить любое уголовное дело, которое подследственно поднадзорным ему следователям прокуратуры, органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел, а также органам дознания, принять его к своему производству, поручить расследование своему заместителю, помощнику, следователю прокуратуры или другого ведомства (по подследственности), сопроводив свое поручение необходимыми письменными указаниями, либо создать своим постановлением для расследования данного дела следственную группу; отменить постановление следователя, органа дознания или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, возбудить уголовное дело и дать ему дальнейшее движение, указанное выше;

Курс уголовного процесса

Судебный контроль по проверке законности действий и решений органов расследования. Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса в широком смысле является одной из форм деятельности суда общей юрисдикции и самостоятельным уголовно-процессуальным институтом, целью которого является судебная защита прав, свобод и законных интересов лиц (граждан и организаций), вовлеченных в уголовный процесс. На стадии возбуждения уголовного дела он может быть реализован только путем обращения заинтересованного лица в суд с жалобой на действия (бездействие) или процессуальное решение органа расследования, т.е. всегда носит последующий характер . Его осуществление возможно исключительно по инициативе заинтересованного лица 1 О понятии судебного контроля и особенностях его реализации в стадии возбуждения уголовного дела см. подробнее: Судебный контроль в уголовном процессе / И.А. Давыдова и др.; Под ред. Н.А. Колоколова. М., 2009. С. 13-22, 81-109. .

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

Состояние научной разработки темы. Проблемы надзорных полномочий прокуратуры и контрольных функций судебной власти и их реализации на досудебных стадиях уголовного процесса исследовались многими учеными:, Л.Б. Алексеевой, М.И. Байтиным, В.М. Бозровым, А.Д. Бойковым, Е.В. Быковой, С.И. Викторским, И.Ф. Демидовым, Ю.А. Дмитриевым, В.М. Жуйковым, В.П. Кашеповым, А.А. Квачевским, В.М. Корнуковым, П.А. Лупинской, А.В. Малько, Н.И. Матузовым, И.Б. Михайловской, И. Л. Петрухиным, В.А. Ржевским, В.М. Савицким, В.В. Скитовичем, В.А. Случевским, А.Б. Соловьевым, Ю.И. Стецовским, М.С. Строговичем, М.Е. Токаревой, И.Я. Фойницким, А.Г. Халиулиным, и др.

Рекомендуем прочесть:  Налог С Продажи Квартиры В 2020 Году Новый Закон Для Физических Лиц

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.

Вопрос 5

Сообщение о преступлении, распространенное в сред­ствах массовой информации, проверяется органом дознания по поручению прокурора. Редакция, главный редактор средства массовой информации обязаны по требованию прокурора передать органу дознания имеющиеся у них документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. В случае производства документальных проверок или ревизий при проверке сообщения о преступлении прокурор вправе по ходатайству дознавателя продлить срок проверки до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Прокурорский надзор, судебный и процессуальный ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве

Следует различать понятия «следственные действия» и «процессуальные действия». Процессуальные действия – любые действия следователя, дознавателя, регламентированные законом: допросы и опознания, обыски и выемки, привлечение в качестве обвиняемого и избрание меры пресечения, вынесение постановления о прекращении уголовного дела и составление обвинительного заключения и т. д. Следственные действия – только такие действия следователя, дознавателя, которые направлены на собирание и проверку доказательств. Они являются основными средствами установления обстоятельств по уголовному делу . Виды следственных действий: 1) осмотр (места происшествия, местности, помещений, предмета, документов, почтово-телеграфной корреспонденции, трупа); 2) освидетельствование (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или потерпевшего); 3) допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта); 4) очная ставка; 5) предъявление для опознания (живых людей, предметов, документов, трупа, строений, участков местности, животных по фотографиям); 6) выемка (предметов, документов); 7) контроль и запись переговоров; 8) обыск (помещений, участков местности, личный обыск); 9) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; 10) следственный эксперимент; 11) проверка показаний на месте; 12) назначение и производство экспертизы; 13) получение образцов для сравнительного исследования. Производство любого следственного действия возможно только в том случае, если для этого имеются установленные в законе основания: фактические и правовые. Под фактическими основаниями понимаются определенные данные, прежде всего доказательства, которые диктуют необходимость производства того или иного следственного действия. Под правовым, иногда говорят, юридическим, основанием понимается наличие у следователя (органа дознания) правомочия на производство -32- следственного действия, подтвержденного соответствующим процессуальным актом, вынесенным в установленном законом порядке. Речь идет о необходимости: постановления о производстве следственного действия; получения согласия прокурора; решения суда о производстве следственного действия.

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

Из этого, естественно, вытекает недопустимость всякого упоминания о них в протоколе судебного заседания. В результате окажется, что следственное действие не всегда воспроизводимо и допустимость не всякого доказательства может быть восстановлена. Это будет выражением значимости судебного контроля за подлинностью материалов предварительного расследования.

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя.

Рекомендуем прочесть:  Какой налог за машину

Лекция 6

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

В ст.ст.109 и 113 УПК Российской Федерации предусмотрено право заявителя знать о принятом решении по информации о преступлении и право обжаловать решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме того существенную меру по осуществлению контроля за разрешением заявления (сообщения) о преступлении заявителю предоставляет Приказ МВД СССР N 415 1990 г., предусматривающий вручение талона-уведомления, подтверждающего факт принятия органами внутренних дел заявления о преступлении. Правонарушитель, согласно ст.415 УПК Российской Федерации имеет право на ознакомление с материалами протокольного производства.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

Таким же ориентиром выступает возложенная на прокуратуру задача обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности (ст. 1 Закона о прокуратуре), которая распространяется и на уголовный процесс. Она имеет прямое отношение к уголовному преследованию. Отсюда уголовно-процессуальное преследование преступлений может быть только на основе федерального закона, строго в рамках и во имя закона. С тем чтобы вовремя предупредить ошибки и нарушения в деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование, надзор прокурора должен быть активным, инициативным, своевременным, постоянным, плодотворным. Это достигается в том случае, если правильно и умело организована деятельность прокурора в данной сфере, когда надзор по всем без исключения уголовным делам носит не эпизодический, а систематический характер, когда прокурор вникает в существо каждого дела не в конце расследования, а с самого начала его возникновения и при этом интересуется вопросами обеспечения законности, своевременности, результативности действий, охватываемых уголовным преследованием, и реальной защиты прав и свобод людей. Эти вопросы должны быть предметом внимания на всем протяжении предварительного расследования по любому делу, находящемуся в поднадзорных ему следственных учреждениях и органах дознания.

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура просуществовала до 1917 г., т.е. до смены в России революционным путем общественной формации, когда прокуратура была вообще упразднена Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде».

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Работники органов милиции, контрразведки и налоговой полиции имеют право в пределах своей компетенции входить в жилища граждан для пресечения преступлений и задержания преступников с последующим уведомлением об этом прокурора, а в условиях чрезвычайного положения — производить досмотр жилища и транспортных средств при поступлении данных о наличии у граждан оружия (п. “г” ст. 23 Закона РФ от 17 мая 1991 г . “О чрезвычайном положении”).

Ссылка на основную публикацию