защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Содержание

Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Конституционное закрепление принципа разделения властей и выделение в структурах власти судебной предполагает качественное изменение роли, авторитета и влияния судов в сфере решения государственных дел, в частности, в области охраны окружающей среды, с одной стороны, и открывает для граждан новые юридические пути защиты своих экологических прав и интересов – с другой.

Экологические права граждан РФ

  • состоянии природы и здоровья населения, действующих санитарно-гигиенических требованиях, эпидемиологической обстановке;
  • реализуемых мероприятиях по сохранению благоприятной окружающей среды и их результатах;
  • качестве создаваемой продукции народного потребления, в том числе питьевой воды и пищевых товаров.

Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,

Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Способы защиты экологических прав

Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть — экологическую безопасность населения. В гл. 26 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248) и др.

Рекомендуем прочесть:  Возврат товара без объяснения причин закон

Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Думается, что в этих условиях большую полезную роль в представительстве в судах экологических интересов граждан могли бы сыграть специализированные юридические фирмы. В последние годы они стали появляться в России. Это Институт эколого-правовых проблем "Экоюрис" (Москва), общественная организация "Экозащита" (Калининград) и др.

Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Что касается проверки конституционности нормативного акта субъекта РФ, то она допускается, в частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 72 Основного закона охрана окружающей среды и законодательное регулирование в этой сфере отнесено к предметам совместного ведения.

Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

В соответствии с этим Законом обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействия, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем, порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие), нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения незаконным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Для защиты экологических прав граждан применяются административный и судебный способы

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Внесудебные способы защиты экологических прав граждан

— обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

Рекомендуем прочесть:  После Скольки Нельзя Шуметь По Закону 2020 Г

Экология СПРАВОЧНИК

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»1. Действие данного Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих, если федеральное законодательство приравнивает их к государственным служащим.[ . ]

Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Нормативные основы регулирования защиты установлены Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Истцы опирались на определение Верховного Суда РФ о подведомственности судам экологических исков к органам власти и управления[50]. О незаконности проектирования и строительства высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы заявлен иск в Конституционный и Верховный Суды РФ.

Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Ссылка на основную публикацию