Выделить основные обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

Привет, всем, как Ваши дела? С вами снова я — Евгения Сергеевна, рассказываю, показываю свой большой опыт в юридическом поле, мой опыт небольшой, всего 8 лет, и все равно смогу быстро Вам помочь, а если потребуется проконсультируюсь у своих коллег и сейчас рассмотрим и узнаем о — Выделить основные обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда. Есть возможность, что по какой-то причине в Вашем городе может не быть профессиональных юристов/нотариусов/адвокатов, тогда сможете написать свой вопрос, и по мере возможности смогу ответить всем. А лучшее решение будет для Вас узнать в комментариях у постоянных посетителей/читателей, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделяться с Вами его решением.

Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент Вашего прочтения, законы очень быстро обновляются, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в социальных сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

5) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета).

Информация об изменениях:

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

Информация об изменениях:

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

В СОУТ определено понятие «специальная оценка условий труда» — это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных или/и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на работника при учёте отклонения их от установленных значений.

Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда

ИП и компаниям всех организационных форм, у которых есть наемные сотрудники. Единственное исключение – рабочие места дистанционных или надомных работников. Для них спецоценку проводить не надо. Если у вас есть и удаленные сотрудники, и работники в офисе, от СОУТ освобождаются только рабочие места «удаленщиков».

Когда нужно проводить СОУТ?

По результатам проведённых специальных проверок условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. В отношении условий труда надомных, дистанционных работников и работников у работодателей-физических лиц, не являющихся предпринимателями специальная оценка условий труда.

Действующий порядок проведения спецоценки требует от работодателя делегировать эти полномочия специализированной организации, которая обладает всем необходимым оборудованием и штатом квалифицированных специалистов для качественного проведения процедуры. Вместе с тем, Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает ряд обязанностей организации, проводящей СОУТ, а также предоставляет ей определенные права в процессе взаимодействия с экспертами аттестованной компании.

Обязанности работодателя по взаимодействию с аттестованной организацией

Выбирая организацию, которая будет привлечена к проведению процедуры спецоценки, работодатель имеет право ознакомиться с документами, которые подтверждают наличие у такой компании всех необходимых характеристик и условий, которые дают ей право проводить процедуру СОУТ. Кроме того, работодатель может самостоятельно удостовериться в том, что соответствующая компания внесена в специальный реестр учреждений, имеющих право проведения спецоценки.

Обязанности работодателя по отношению к работникам

  • предоставить им всю интересующую информацию о ходе ее проведения и действиях, требуемых от самих сотрудников;
  • после окончания процесса спецоценки ознакомить работников с результатами мероприятия, чтобы они могли понимать, являются ли условия, в которых они трудятся, вредными или опасными. При этом все необходимые сведения должны быть предоставлены сотрудникам в письменной форме;
  • после окончания процедуры СОУТ предпринять меры, нацеленные на улучшение условий, в которых трудятся работники, с учетом обнаруженных характеристик их рабочих мест.
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирование работников об условиях на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • информирование работников о праве на досрочное пенсионное обеспечение;
  • установление дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • в иных процедурах в сфере охраны труда (например, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Рекомендуем прочесть:  Выписаться и прописаться

Предприниматели, у которых отсутствует наемный персонал, не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку для вновь созданного рабочего места.

29 мая 2014 17:18

Спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

СОУТ обязателен, но не для всех

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Оценка вне плана

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

В связи с этим автор рекомендует работодателю установить порядок ознакомления работников с результатами СОУТ локальным нормативным актом (приказом, распоряжением), предусмотрев в нем, что ознакомление работников, занятых на рабочем месте на момент проведения на нем СОУТ, с результатами СОУТ осуществляется путем простановки личной подписи и парафа личной подписи работников в карте СОУТ (с учетом указаний ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ — «в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда»), а ознакомление работников, вновь поступающих на рабочее место, на котором проведена СОУТ, взамен выбывших, — путем простановки личной подписи и парафа личной подписи работников в листе ознакомления с результатами СОУТ, составленного по разработанной работодателем самостоятельно форме.
Обязанность работодателя давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте, как правило, не вызывает вопросов. И хотя форма запроса работником необходимых разъяснений не установлена, то есть может быть и устной, и письменной, автор рекомендует работодателю отдавать предпочтение письменной форме запроса.

Порядок обжалования действий (бездействия) экспертной организации работодателем предусмотрен статьей 26 Закона № 426-ФЗ. Законом предусмотрено два варианта такового обжалования: в судебном порядке (работодателем, работником, представительным органом работников) либо путем рассмотрения соответствующей жалобы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (решения которых также могут быть обжалованы в судебном порядке).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является подведомственная Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), а ее территориальными органами — Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Вывоз Вещей До Прихода Приставов

Обязанности работодателя при проведении СОУТ

Кроме того, следует предостеречь работодателей от использования при взаимодействии с экспертной организацией навязывания своего мнения: «Я плачу вам деньги, и поэтому требую, чтобы в отчетных документах было указано все то, что я хочу!» В ответ на такое общение любая экспертная организация, оставаясь в пределах правового поля, обязательно найдет большое количество способов максимально усложнить жизнь работодателя в ходе и по завершении проведения СОУТ, вплоть до признания ее результатов недействительными.
Практика показывает, что одним из наиболее часто задаваемых вопросов экспертной организации (как со стороны работодателя, так и со стороны работников и их представительных органов) является вопрос: «Почему раньше, по итогам проведения аттестации рабочих мест (далее — АРМ), на рабочих местах были установлены одни классы условий труда и соответствующий им набор гарантий и компенсаций, а сейчас на тех же самых рабочих местах, на которых не изменились ни техпроцесс, ни оборудование, ни инструменты, и все осталось по-прежнему, установлены другие (как правило, «менее вредные») классы, и изменилась (в сторону уменьшения) номенклатура предоставляемых работникам гарантий и компенсаций?»

Законодатель установил пятилетний переходный период для поэтапного проведения СОУТ — он закончился 31 декабря 2018 года. Поэтому работодатели должны были провести специальную оценку рабочих мест до 1 января 2019 года. Но тем, кто провел СОУТ в 2015 году, до 31 декабря 2020 года надо заново проходить процедуру, потому что спецоценка проводится не реже чем один раз в пять лет.

Удивительные приключения бизнеса с наемными работниками

Я обзвонила десяток компаний, выбрала троих с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.

Нюансы

Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

9. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Требование трудового законодательства:

7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Норма трудового права:

4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Ссылка на основную публикацию