Содержание
- 1 Административное право зарубежных стран
- 2 Административное право зарубежных стран
- 3 Сущность административного права в зарубежных странах
- 4 Административное право зарубежных стран
- 5 Административная право зарубежных стран
- 6 Административная право зарубежных стран
- 7 Административная право зарубежных стран
- 8 Особенности административно-правовых систем и источники административного права зарубежных стран Текст научной статьи по специальности — Государство и право
- 9 Административная право зарубежных стран
- 10 Административная право зарубежных стран
- 11 Административное право зарубежных стран
- 12 Глава 20
- 13 Источники административного права зарубежных стран
- 14 Административная право зарубежных стран
- 15 Иванов А
Административное право зарубежных стран
2. Принципы административного права. Принцип законности является основополагающим принципом не только административного права, но и правового государства. В англосаксонской системе выглядит как принцип господства права («государство располагает соответствующими гарантиями, защищающими разумные интересы индивида»). В соответствии с этим принципом все действия администрации относительно гражданина должны быть урегулированы или предписаны законом.
Административное право зарубежных стран
Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.
Сущность административного права в зарубежных странах
В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административистика Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов6.
Административное право зарубежных стран
Некоторые уточнения можно сделать на основании работ A.M. Школика, посвященных проблематике сравнительного административного права. Так, в частности, о предмете административного права в странах англосаксонской (англо-американской) правовой системы характерным является превалирование следующих особенностей: а) практической направленности регулирования; б) обеспечение административно-правовыми нормами внешних отношений между публичной администрацией и частным лицом; в) доминирование административно-процессуальных норм (с которыми, в подавляющем большинстве, и осуществляется ассоциирование административного права); г) основным назначением административного права считается защита интересов частных лиц от возможных и реальных злоупотреблений со стороны публичной администрации. Для стран континентальной правовой системы характерным является сосредоточение внимания на совокупности 2 групп общественных отношений как предмета административного права — внутренних — организационных отношений публичной администрации (система органов публичной администрации, их взаимоотношения, внутренняя структура, правовой статус) и внешних — отношений публичной администрации с частными лицами.
Административная право зарубежных стран
Великобритания, как и другие страны англосаксонского права, имеет глубокие демократические традиции и развитые институты публичного самоуправления, что не могло не сказаться на характере административно-правовой системы. Последняя сформировалась лишь в прошлом веке. Конституционные законы этой страны — Билль о правах (1689), Habeas corpus act (1679) — обязывают исполнительную власть соблюдать права граждан. Парламентский закон 1947 г. об исках к короне устанавливает ответственность государственной администрации за вред, причиненный ее служащими.
Административная право зарубежных стран
С 1872 г. административно-правовые акты в США стали опубликовываться. С этого времени появилась самостоятельная административная юстиция, так называемая квазисудебная деятельность, то есть многофункциональная внесудебная (то есть административная) деятельность.
Административная право зарубежных стран
Объектом административно-правовых отношений являются отношения, возникающие между субъектами частно-предпринимательской деятельности и государственными учреждениями. Административное право регулирует правовые отношения в сфере действия публичного права (отражающего волю большинства граждан), одним из обязательных субъектов права почти всегда является государственное учреждение. Государственные учреждение отделены от политики и судебной деятельности.
Особенности административно-правовых систем и источники административного права зарубежных стран Текст научной статьи по специальности — Государство и право
В англосаксонских странах административное право позднее развилось в самостоятельную отрасль. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего права. С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивалась административная деятельность и укреплялся аппарат административной власти. Этот процесс сопровождался появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.
Административная право зарубежных стран
Изучение административного права зарубежных стран, помимо прочего, позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах, поддерживающих и расширяющих торгово-экономические и иные контакты с Россией. Это делает представляемую книгу интересной и полезной не только для юристов, но и для экономистов, политологов и специалистов по управлению,
Административная право зарубежных стран
В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административистика Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов.
Административное право зарубежных стран
Далее необходимо составить четкое представление об отдельных институтах британского административного права. Центральный аппарат исполнительной власти Великобритании включает Корону (номинально), премьер-министра, кабинет министров, правительство, министерства и ведомства, а также Тайный совет в качестве важного правительственного органа. С большинством этих органов студенты уже знакомы по курсу конституционного права зарубежных стран, поэтому целесообразно обратить здесь внимание на министерства и ведомства. В их числе имеются не только отраслевые и функциональные, но и территориальные министерства (по делам Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии). Государственное управление в экономической сфере осуществляют министерства финансов, торговли и промышленности, энергетики, рыболовства и продовольствия. В британском народном хозяйстве существует большой национализированный сектор, которым управляют (под контролем соответствующих министерств) государственные корпорации: Управление атомной энергетики, Электроэнергетический совет, Газовая корпорация, Национальный угольный совет, Британская корпорация стали, Британская транспортная комиссия, Железнодорожный совет, Управление Британских аэропортов.
Глава 20
В настоящее время законодательная власть во Франции ослаблена и усилена роль Президента и Правительства Франции. Однако там высокая правовая культура и такая ситуация в целом нормальная. При нашей же правовой культуре и правосознании такая ситуация грозит ухудшением административно-правового регулирования управленческих отношений. Основная же роль актов управления не только приниматься на основе законов, но что особо важно, работать на цели, заложенные в законы, то есть, упорядочивая и стабилизируя управленческие отношения. Без решения этой актуальной задачи не разрешить проблемы стабилизации экономики, тем более существенного ее оживления и роста. Во Франции законодательно предусмотрена децентрализация административной власти. В административном праве отсутствует даже кодекс. Административно-правовых актов больше, чем законов. Их издают президент, правительство, министерства, ведомства и администрации органов МСУ, а также публичные юридические лица — государственные учреждения и их должностные лица.
Источники административного права зарубежных стран
Подзаконных актов значительно больше, чем актов делегированного законодательства. Они издаются президентами, правительствами, руководителями министерств и ведомств. Этими актами детализируются, дополняются, положения соответствующих к ним законов. В США к ним относятся исполнительные приказы президента, правила и предписания, издаваемые главами и независимых ведомств; в Великобритании — приказы Короны в Совете, инструкции, приказы и иные предписания министерств и ведомств; во Франции — декреты президента в премьер-министра, распоряжения министров в других должностных лиц государственной администрации; в Италии — правительственные и делегированные регламенты, издаваемые советом министров, а также межминистерские и министерские регламенты; в Японии — правительственные указы кабинета, приказы министерств и ведомств, правила органов, состоящих при правительстве; в Египте — декреты и постановления президента, административно-исполнительные распоряжения правительства, приказы и решения министров, в КНР — административно-правовые акты Государственного Совета (правительства), распоряжения, инструкции и положения, издаваемые министерствами, государственными комитетами и центральными ведомствами.
Административная право зарубежных стран
В число источников административного права КНР входят также распоряжения, инструкции, и положения, издаваемые министерствами, государственными комитетами и центральными ведомствами. Источниками административного права КНР являются и локальные нормативные акты, издаваемые местными собраниями народных представителей либо их постоянными комитетами и местными народными правительствами.
Иванов А
Административная юстиция. В Великобритании административная юстиция осуществляется в 2 формах: а) трибуналами, представляющими собой своеобразные административные суды и б) министерскими расследованиями. Трибуналы действуют в случаях назначения социальных пособий и оказания других социальных услуг. Расследования проводятся министерствами при решении вопросов политики и им необходимо перед принятием решения выслушать мнение заинтересованных лиц, общественности.