Получение Взятки Характеристика И Проблемы Квалификации 2020

Получение Взятки Характеристика И Проблемы Квалификации 2020

3301. 4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 30.12.2008) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954. 5. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред.

Объективная сторона: получение взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Получение взятки приговор

Бывшие полицейские — сотрудник батальона дорожно-патрульной полиции Арман Кобжасаров, инспектор Ермек Исанов и сотрудник управления миграционной полиции Алмат Кабенов, — обвинялись по двум эпизодам вымогательства и получения взяток. Предполагалось, что преступления они совершили на территории Карабалыкского района, на стационарном посту «Рубеж» 3 июня 2020 года, передаёт корреспондент alau.kz Ими были остановлены три российских грузовика.

Прежде всего, следует развеять заблуждение, что субъектом получения взятки являются только должностные лица госаппарата, государственных предприятий, учреждений, организаций и других государственных структур. Согласно ч.4 ст.4 Уголовного кодекса, должностными являются лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях, независимо от форм собственности, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Вопрос №2

— Совершение деяния, предусмотренного ч.1,3,4 и п. «а» — «б» ч.5 ст.290 УК РФ, в особо крупном размере (ч.5 ст.290 УК РФ). Особо крупным размером взятки согласно Примечанию 1 к ст.290 признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1 млн. руб.

Объект преступления — общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Предмет преступления — деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Проблемные вопросы квалификации получения взятки

2. Часто на практике взятка получается за действия, которые сами по себе образуют составы таких преступлений, как служебный подлог (ст. 292 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). В связи с этим возникает вопрос относительно возможности вменения совокупности получения взятки и того преступления, которое совершается "взамен" взятки.

Не выдерживает критики подход, который также встречается в судебной практике, когда содеянное предлагается квалифицировать по совокупности преступлений: покушение на получение взятки в значительном (крупном, особо крупном) размере и оконченное получение взятки в размере фактически полученной взятки. Двойная квалификация противоречит одной из составляющих принципа справедливости — о недопустимости дважды привлекать к уголовной ответственности за одно и то же деяние.

Проблемы квалификации «Посредничества во взяточничестве»

Проблемы, которые обусловлены квалификацией посредничества во взяточничестве, вытекают из формулировки части 1 статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации[2]. Поэтому, среди конкретных проблем квалификации на основе исследования материалов судебной практики, публикаций в научной литературе можно выделить следующее. Часть 1 статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации рассматривает преступление, указывая на значительный размер взятки, в соответствии с которым применяется статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации[2].

Вследствие этого, виновный должен привлекаться к уголовной ответственности. В первом случае указывается о вступлении в качестве пособника в покушении на получение взятки согласно части 5 статьи 33, части 3 статьи 30 и статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Во втором на дачу взятки по части 5 статьи 33, части 3 статьи 30, а так же статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации[2].

Проблемы квалификации получения взятки по моменту его окончания

Рассматриваемая ситуация порождает правоприменительную дилемму, требующую выбора между совокупной квалификацией и констатацией признаков продолжаемого преступления. П.С. Яни, Т.А. Николенко полагают, что в данной ситуации отсутствуют признаки продолжаемого преступления, а имеет место совокупность преступлений, поскольку состав преступления объективно и субъективно завершен с момента получения взятки, соответствующей первоначальной договоренности. Однако авторы не учитывают, что требование дополнительного незаконного вознаграждения может быть спланировано взяткополучателем изначально, и кроме того, желание взяткополучателя получить дополнительное вознаграждение нельзя расценивать как новый умысел на получение взятки. Указанные обстоятельства свидетельствуют об определенной динамике первоначального умысла, которая остается в его рамках [20, с. 25].

Рекомендуем прочесть:  Имеют Ли Право Приставы Забрать Телевизор И Компьютер

Впервые Пленумом ВС РФ дано разъяснение относительно момента окончания взяточничества, совершаемого под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Согласно пункту 13 Постановления получение или дача взятки, в том числе через посредника, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом. Однако данный подход нередко подвергается критике в литературе.

Получение Взятки Характеристика И Проблемы Квалификации 2020

Например, В. Борков отмечает [1], что для решения проблемы отграничения посредника от взяткодателя «в качестве первичного признака следует рассматривать интерес. У посредника мотив, как правило, корыстный, реже карьеризм, взяткодатель же непосредственно заинтересован в предательстве должностным лицом интересов власти и службы. Той же позиции придерживается И. Ткачев [13], справедливо подчеркивающий, что основным признаком, позволяющим отличить посредника от взяткодателя, выступает их интерес в совершении или несовершении должностным лицом определенных действий.

Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом совершается отдельное действие (бездействие). Содеянное, при таких обстоятельствах, образует совокупность преступлений.

Если взятка ровно 10 тыс рублей квалификация 2020

○ Что считается взяткой, понятие взятки. Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять. Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Проблемы квалификации и наказуемости взяточничества (стр

Данный вопрос был окончательно разрешен Президиумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 5 февраля 2003 г. Как пояснил Президиум ВС РФ по одному из дел: «Суд в соответствии со ст.169 ГК РФ пришел к правильному выводу о том, что получение осужденными ценностей от взяткодателей является сделкой, притом недействительной, поскольку сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. Доводы жалобы о том, что судом не могла быть применена ст.169 ГК РФ, неосновательны.

Итак, вымогательство связано с законными интересами взяткодателя. В этой связи приведем показательный пример. Если должностное лицо требовало взятку при этом угрожало, что арестует второе лицо (взяткодателя) при отсутствии правонарушения – здесь наличествует вымогательство, т.к. лицо дает взятку под угрозой совершения действий, которые могли бы причинить ущерб законным интересам, либо поставить взяткодателя в такие условия, при которых он вынужден совершить дачу взятки. Если же должностное лицо требовало взятку за не лишение водительских прав, в случае правонарушения (за которое вправе лишить нарушителя прав, например, управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения) – здесь отсутствует признак вымогательства, так как требование взятки не связано с угрозой совершения действий, которые причинили бы ущерб законным интересам лица (взяткодателя), или с созданием условий, при которых он был вынужден дать взятку, чтобы предотвратить вредные последствия для его правоохраняемых интересов.

Уголовная ответственность за взяточничество в РФ

Штраф для таких нарушителей может быть назначен в размере 15-30-кратной суммы взятки или же рассчитан, исходя из размера доходов. Также за такие действия не исключен риск попасть в тюрьму. Взяткодателю грозит срок до 2 лет, и при этом с него еще могут взыскать и штраф в размере 10-кратной суммы взятки.

Рекомендуем прочесть:  Налогообложение чернобыльцев в 2020 году

В УК РФ (статья 290) предусматривается, что незаконное вознаграждение получают разными способами, но чаще всего преступление связано с непосредственной деятельностью взяточника. А вот как именно он преступает закон, тоже имеет значение при определении меры ответственности и назначении наказания. Кто-то совершает деяние: помогает в продвижении по служебной линии или способствует решению вопроса, с которым обратился взяткодатель. Незаконной бывает и бездеятельность: например, коррупционеры закрывают глаза на явные нарушения законов.

Получение Взятки Характеристика И Проблемы Квалификации 2020

В 1993 г. Ленинским районным судом г. Пензы Вашаев был осужден за вымогательство взятки. Президиум Пензенского областного суда 11 февраля 1994 г. Указанный квалифицирующий признак исключил, указав, что «из материалов дела видно, что Мешков совершил административное правонарушение, так как управлял машиной в состоянии алкогольного опьянения, и с целью уклонения от наказания предложил взятку. Таким образом, требование взятки Вашаевым не связано было с угрозой совершения действий, которые причинили бы ущерб законным интересам Мешкова, или с созданием условий, при которых он был вынужден дать взятку, чтобы предотвратить вредные последствия для его правоохраняемых интересов».

Впервые официальное толкование термина «вымогательство взятки» было дано в постановлении № 9 Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 31 июля 1962 г. В нем указывалось: «вымогательство означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его правоохраняемым интересам» (абз. «г» п. 8). В абз. «г» п. 7 по становления Пленума Верховного Суда СССР № 16 «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 23 сентября 1977 г. указывалось, что «как вымогательство следует рассматривать также требование должностным лицом взятки за удовлетворение законной просьбы взяткодателя, которую оно было обязано и имело возможность реально выполнить, не превышая своих полномочий». Похожее разъяснение вымогательства взятки было дано в п. 11 постановления № 3 Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 30 марта 1990 г. Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 по становления № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 г. разъяснил, что вымогательство означает «требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут при чинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов». Указанное определение в качестве основных признаков вымогательства взятки называет [10, с. 9]:

Получение Взятки Характеристика И Проблемы Квалификации 2020

Так, в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" под незаконным бездействием, за совершение которого должностное лицо получило взятку, следует понимать бездействие, которое совершено должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако состоит в неисполнении служебных обязанностей. К ним, в частности, относится неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, а также, в предусмотренном законом случае, отстранению водителя от управления транспортным средством и направлению водителя для прохождения медицинского освидетельствования на предмет установления состояния алкогольного или наркотического опьянения. Получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему денежных средств. При этом не имеет значения, получило ли указанное должностное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему денежными средствами по своему усмотрению.

Субъектом этого преступления следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могли за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.

Ссылка на основную публикацию