окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно

Содержание

Полномочия органа дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие

Организация дознания. В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры — начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.

Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно: сроки и процессуальный порядок производства

1) уведомление о подозрении, представляет собой процессуальный документ, который составляется в случае, если уголовное дело возбуждено дознавателем по факту обнаружения признаков преступления, то при выявлении субъекта преступления дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого. При этом дознавателем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно

Право органа дознания производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дознания, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступить к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

Производство дознания

В этом документе указываются:

  1. дата и место его составления;
  2. должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
  3. данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
  4. фактические обстоятельства совершения преступления (место, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного уголовного дела);
  5. формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;
  6. перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;
  7. обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  8. данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
  9. список лиц, подлежащих вызову в суд.

Окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно

Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности обвинительного акта как итогового документа дознания. В первую очередь этот документ играет в уголовном процессе роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47 УПК РФ). Эᴛᴏт вывод справедлив лишь при условии, чᴛᴏ в рассматриваемом виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная гл. 23 УПК РФ. Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в качестве обвиняемого со всеми вытекающими из эᴛᴏго правовыми последствиями. Однако эᴛᴏ следственное действие не предусмотрено действующим законом. Во-вᴛᴏрых, обвинительный акт выполняет функцию иᴛᴏгового документа предварительного следствия — обвинительного заключения. Очевидно, чᴛᴏ эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы расследования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.

Рекомендуем прочесть:  Губернаторские субсидии для молодых семей до 30 тверь

Чем отличается следствие от дознания

-не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. (Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими)

Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно: сроки и процессуальный порядок производства

1) уведомление о подозрении, представляет собой процессуальный документ, который составляется в случае, если уголовное дело возбуждено дознавателем по факту обнаружения признаков преступления, то при выявлении субъекта преступления дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого. При этом дознавателем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Глава 14

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства. Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.

По которым предварительное следствие не обязательно

Обвинительный акт— итоговый процессуальный документ доз­нания как самостоятельной формы предварительного расследова­ния, в котором излагаются установленные фактические и юридиче­ские обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.

Глава 10ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Поэтому если какое-либо процессуальное действие по возбужденному уголовному делу оперативные сотрудники пытаются произвести без постановления следователя или без санкции прокурора, то это действие является незаконным, и Вы можете не подчиняться их требованиям.

Окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно

Дознание, как и любая другая из форм предварительного расследования, начинается после возбуждения уголовного дела. В зависимости от того, о каком виде дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголовного дела руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ (прокурору в соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК РФ) либо также как предварительное следствие одним из двух решений: направлением дела в суд с аналогом обвинительного заключения — обвинительным актом или прекращением уголовного дела.

Рекомендуем прочесть:  Льготы чернобыльцев при получении кредита

Республики Таджикистан Принять Уголовно-процессуальный кодекс

3. По делам обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел и таможни, агентствами по борьбе с коррупцией и контролю за наркотиками, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, кроме преступлений, указанных в части 7 настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями прокуратуры.

Предварительное расследование

Во всех случаях, когда изменение обвинения вызвано изме­нением фактической его стороны или юридической квалификации преступления, а дополнение обвинения — установлением до­полнительных эпизодов преступной деятельности обвиняемого, следователь выносит новое мотивированное постановление (ст. 143, 144 УПК), включает в него все эпизоды и факты преступной деятельности обвиняемого с их прежней или новой квалификацией, предъявляет это постановление обвиняемому (ст. 148 УПК) и производит его допрос по новому обвинению (ст. 150 УПК). Вынесение нового постановления только по дополнительному обвинению означало бы наличие в следствен­ном производстве двух самостоятельных постановлений о при­влечении в качестве обвиняемого, что препятствовало бы полному представлению обвиняемого о том, в чем его обвиняют, полу­чению от обвиняемого полных объяснений и тем самым нарушало осуществление им права на защиту.*

Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

Однако, имеются срав-нительно простые, менее опасные преступные деяния, раскрытие которых не требует сложной следственной деятельности. С точки зрения рационального и эконом-ного расходования государственных средств представ-ляется неоправданным расследование таких дел спе-циальными следователями, ибо это ведет к перегрузке следственного аппарата и предполагает увеличение его численного состава. Эти дела могут успешно расследо-ваться некоторыми должностными лицами милиции без ущерба их основной деятельности. Поэтому законодатель с полным основанием сохранил дознание во второй его форме для небольшого круга дел. Если еще в первые два с половиной года действия УПК РСФСР 1960 года такое дознание проводилось по делам о преступлениях, предусмотренных 56 статьями уголовного кодекса, то в настоящее время оно применяется только по 17 составам преступлений, в том числе по мелким хищениям без отягчающих обстоятельств, по присвоению чужого иму-щества, по незаконному изготовлению, сбыту и хранению спиртных напитков, по занятию запрещенным промыс-лом при отсутствии квалифицирующих признаков, по незаконному занятию рыбным и другими водными добы-вающими промыслами, по незаконной охоте, по умыш-ленной потраве посевов, незаконной порубке леса, нару-шению паспортных правил, самоуправству, некоторым формам хулиганства и другим. Причем в Указе Прези-диума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1963 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» подчеркивается, что по этим делам вместо дознания может проводиться предварительное следствие, если это признает необходимым суд или про-курор.

Помощник для всех

В случае передачи следователю дела, по которому лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для устранения преступления, сообщая следователю о результатах. В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит.

Ссылка на основную публикацию