Патронат это в истории

ПАТРОНАТ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ В ИСТОРИИ УРАЛА © Макаренко Н

Внимание властей и общественности к проблеме беспризорности в первые полгода войны проявилось, прежде всего, в устройстве эвакуироМакаренко Н.В. 197 ванные детей. 21 января 1942 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которым предусматривалось создание особых комиссий при исполкомах Советов, расширение сети приемников-распределителей НКВД, устройство детей до 14 лет на патронат и детские дома, старше 14 лет – в школы, ФЗО, РУ, ЖУ, на работу в промышленное и сельское хозяйство.

В народной культуре Урала тема сиротства оказывается тесно связанной с темой доли. В традиционном сознании мир в целом воспринимается как семейство, строится по модели семьи, следовательно, сиротство противостоит миру семьи, так как оно есть отпадение от семьи. Таким образом, герой-сирота не имеет своей доли / части в общей судьбе мира, он отпал от отработанной веками традиции жизни – именно поэтому его называют бездольным, бессчастным. Такое соотношение сиротства и доли сохраняется, например, в творчестве П.П. Бажова [1, C. 56]. Сирота предстает человеком, лишенным не только непосредственной опеки родителей, но и своей доли во всебытии. Сиротство осмысляется трагически, поскольку соотносится с одиночеством, безродностью, бесприютностью.

Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

Патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами. «Патрон — покровитель, заступник, либо благодетель». Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля 1863 г.

Манифест Екатерины II призывал также создавать «сиропитательницы» и в других городах. В особом Указе Святейшего Синода от 31 декабря 1763 года на этот счет говорилось: «И еще бы и богоугоднее было, если бы всяк во своей епархии потщился сиропитательницу устроить. Вскоре по частной инициативе различных благотворителей открылись сиропитательницы в Новгороде, Воронеже, Оренбурге и других городах. Однако детские учреждения для сирот создавались не только по инициативе благотворителей[21, с. 33].

Патронат это в истории

ПАТРОНАТ — (позднелат. patronatus, от лат. patronus покровитель), форма воспитания, при к рой дети сироты или временно лишившиеся родительского попечения передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключённому уполномоченным гос. органом и лицом … Демографический энциклопедический словарь

ПАТРОНАТ — (лат. patronatus, от patronus защитник, покровитель). Патронство, достоинство патрона. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРОНАТ 1) организован. благотворительность для освобожденных из тюремного… … Словарь иностранных слов русского языка

Вы знаете, что такое патронатная семья

Первый современный российский опыт по передаче детей в патронатную семью был получен в 1994 году на базе московского детского дома №19. Эксперимент проводился под эгидой министерства образования. С тех пор накоплен большой запас знаний и уникальных технологий обучения и сопровождения патронатных родителей, который успешно применяется во многих российских регионах (в Москве, Московской, Владимирской, Мурманской, Пермской, Новгородской областях, в Карелии, Башкирии и других).

Если вы изъявили желание помочь малышу в трудной ситуации и принять его к себе в семью, для начала нужно узнать, учреждена ли в вашем регионе служба патроната. Для этого нужно обратиться в опекунский совет. Территориально опекунские советы располагаются обычно в местных администрациях (районов или городов).

Патронат это в истории

СТОРОННИКИ патроната в его СТАРОМ виде считают, что патронат является удобной формой для ребенка и патронатного воспитателя. Патронатное воспитание могло быть долгосрочным (до выпуска ребенка в 18 лет) и краткосрочным (целевым, с целью подготовиться к усыновлению, к возврату ребенка родителям). В ряде регионов существовали ограничения на сроки оформления патроната (иногда договора оформлялись не более, чем на 1 год и далее было необходимо переоформить патронат в опеку или усыновление). Такой подход сторонники правильного патроната считали неверным и всячески боролись за введение правильного патроната, который во главу угла ставил потребности ребенка и долгосрочное планирование для ребенка. Дальнейшее описание касается «правильного» патроната (основанного на долгосрочном планировании для ребенка). Такой патронат давал возможность устроить в семью до 95% всех воспитанников детского дома (вне зависимости от возраста и состояния здоровья) и расширял круг семей, готовых взять детей в семью. Это было связано с тем, что были предусмотрены гарантированные услуги для ребенка и патронатной семьи после устройства ребенка в семью, права и обязанности семьи и патронатной службы были четко разграничены в договоре (патронатные родители отвечали за лечение, воспитание и развитие ребенка, а служба — за правовой сервис для ребенка и семьи — обеспечение льгот и прав, положенных ребенку по закону (оформление пенсий, пособий, защита жилищных прав, представительство в суде, если решался вопрос о лишении родителей ребенка родительских прав и т.п.). Законное представительство осуществляла детская организация в которой числился ребенок. Патронатный воспитатель отвечал только за его содержание и воспитание, иными полномочиями он не обладал. Все действия, имеющие юридические последствия осуществлялись организацией. Это было крайне удобно для семей, не готовых полностью отвечать за ребенка т.к. избавляло их от обязанностей, которыми нагружены законные представители (опекуны, усыновители и родители). Патронатное учреждение занималась: обследованием кровной семьи ребенка и оказанием ей помощи в возврате ребенка домой, а если это было не возможно, то такое учреждение помогало ребенку пережить разрыв с семьей и готовило его к помещению в новую семью. Также такое учреждение занималось подготовкой патронатных семей к приему детей ( как правило, в тренинговой форме), подбором для каждого ребенка совместимой с ним семьи, дальнейшей помощью семье и ребенку по запросу семьи и согласно совместно составленному плану реабилитации, который обсуждался и пересматривался 1 раз в год. Патронатные воспитатели заключали трудовой договор по основной работе или по совместительству, им был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск (который по желанию они могли провести совместно с ребенком), оплата больничных листов, пенсионных отчислений и иные гарантии, установленные трудовым законодательством. В договоре о патронатном воспитании четко были определны права и обязанности патронатного воспитателя по лечению, обучению, развитию ребенка, а также и обязанности патронатного учреждения по оказанию помощи в тех вопросах, в которых семье была нужна помощь. Такой тип отношений позволял аккумулировать ресурсы и семьи, и профессионалов. Также важно, что у патронатных родителей возникали 2 равнозначные роли: воспитательная и профессиональная. Задача службы сопровождения состояла в оказании содействия новым родителям и ребенку в развитии и сохранении детско-родительских отношений, на формирование устойчивых новых привязанностей ребенка и родителей в новой семье, на оказание им помощи в кризисных ситуациях или в тех случаях, когда требовалась профессиоанльная помощь. Были предусмотрены возможности для повышения квалификации и в ряде регионов — карьерный рост. Многие патронатные родители впоследствии переходили к работе в качестве социальных педагогв и психологов служб по устройству ребенка в семью и начинали уже сами профессионально помогать другим новым родителям. Наличие трудового договора уравнивало в правах родиетей и специалистов службы, а также определяло границы вмешательства, что было основой для формирования отношений профессионального сотрудничества. В практике патроната семьи, которые обращались в службу с желанием взять ребенка в семью, были самых разных возрастов: от 25 до 60 лет. Типичный портрет патронатного воспитателя: средний возраст 40-45 лет, 2/3 семей имели своих детей, в городах преобладали люди с высшим образованием, в сельской местности — со средним. В 12% случаев это были семьи, потерявшие своих детей. Мотивы взять ребенка можно было разделить условно на 3 группы: желание иметь ребенка (отсутствие своих детей, потеря ребенка, желание взять ребенка определенного пола, стремление иметь много детей, свои дети выросли и т.п.), желание заниматься педагогикой, общегуманистические мотивы (помощь ребенку). Учреждение, предоставляющее патронатное воспитание, фактически реорганизовывалось в центр семейного устройства детей, который сопровождал те семьи, которые уже взяли детей и мог помочь вновь поступающим детям обрести новую семью или вернуться в кровную. Учреждение по патронатному воспитанию осуществляло свои полномочия на основе региональных законов, регламентирующих передачу указанных полномочий такому учреждению органом опеки и попечительства и было подотчетно ему и своему учредителю. На 1 сентября 2008 г. 46 регионов РФ приняли законы, регулирующие патронатное воспитание (т.е. фактически реформу детских домов в центры семейного устройства для органов опеки и попечительства, отчасти подменяющие функции органов опеки). Эта практика существовала в указанных регионах на экспериментальной основе (по 1-2 на регион) и лишь в нескольких из них успела приобрести статус общерегиональной программы. Также многие патронатные семьи переоформляли отношения на усыновление или опеку через 3-5 лет нахождения в статусе патронатной семьи. В связи с этим число детей, которые единовременно находились в патроных семьях на 01.09.2008 г. (момент закрытия патроната в его первоначальной форме) было около 4,47 тысяч. В Перском Крае ею были охвачены практически все детские дома, что позволило довести к середине 2008 г. число детей, устроенных в семью, почти до 85% ( число детей на патронате было сравнимо с числом детей, переданных в приемную семью), затем регионом было принято решение по скращению патронатных семей. Наличие простроенных отношений со служой сопровождения, сформированных в процессе подготовки и подбора семьи, постояство контакта семьи и тех же специалистов, общая заинтересованность в успехе семьи и совместная ответственность строн за наилучший результат для ребенка формировали особые черты таких отношений, которые строились на доверии и позволяли семье обращаться за помощью на ранних стадиях кризисов адаптации, что позволяло свести к минимуму число возвратов детей из таких семей в детские дом. Семья не могла вернуть ребенка в детский дом без прохождения всестороннего обследования, т.е. существовала процедура расторжения договора, которая сама по себе не допускала импульсивных и необдуманных решений. таким образом, при сплошном семейном устройстве практически всех детей (со всем спектром проблем) такой процент редко превышал 8% барьер. Тут необходимо учесть, что средний возраст помещения в семью составлял 11 лет, т.е. устраивались дети и старшего возраста, а также дети, имеющие серьёзные проблемы с развитием, здоровьем и поведением. Результат патронатного воспитания — это успешные молодые люди, вступившие в самостоятельную жизнь. Вот пример: http://alf-olg.livejournal.com/10405.html

Рекомендуем прочесть:  Новые субсидии двухдетным многодетным семьям в 2020 году

ПРОТИВНИКИ патроната в старом виде. Считают, что передача ребенка в семью на любую форму и разновидность, прежде всего, должна соответствовать интересам ребенка, его защиту и стабильность воспитательной среды, создание детско-родительских, а не только воспитательных отношений и видели в нем угрозу для ребенка. Поскольку:

Патронатная семья

А так как выпускники соцучреждений уже совершеннолетние, опека и усыновление исключены. Но есть люди, которые готовы принять их в свою семью или регулярно навещать: показать, что такое семья, как сохранять отношения, как зарабатывать, как тратить деньги, как быть взрослым. Этот вид патроната называется постинтернатным.

В России сегодня работают несколько институтов по устройству детишек в семьи: опека, усыновление и патронат. Усыновить или взять под опеку можно малышей, зарегистрированных в базе сирот. Но не все детки, нуждающиеся в поддержке посторонних, попадают в реестр, то есть, их нельзя усыновлять или опекать. В отношении таких детей разработана специальная процедура – патронат.

Ссылка на основную публикацию