Квотирование рабочих мест для инвалидов как считать

Кадровый портал

Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики.

Если в Вашей организации нет подходящих вакансий или выполнение обязанностей работниками в фирме предусматривает определенные требования к здоровью, к наличию соответствующих документов или имеет какие-то другие ограничения, Вы обязаны создать иные должности для инвалидов. Это может быть любая должность – сторож, помощник бухгалтера и т.п. Ваше право определить для каких категорий инвалидов Вы можете создать рабочие места.

Квотирование рабочих мест для инвалидов как считать

Дело в том,что органы службы занятости трактуют Закон РФ «О занятости населения в РФ» только в свою пользу, тогда как у этого вопроса есть и вторая сторона медали.
Мало кто обращает внимания на полномочия и обязанности самой слубжы занятости.
Посмотрите внимательно закон и акты на уровне субъекта. Субъекту переданы большие полномочия.

О толковании Закона области
В соответствии с Законом Иркутской области ‘О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области’ (далее — Закон области) организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности создают и выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов за счет собственных средств.
Выполнением квоты считается трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее пятнадцати календарных дней, или в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты внесение в бюджет области обязательной платы.
Реализация Закона области как следствие порождает ряд вопросов и проблем, механизм которых не определен Законом области. Иные подзаконные акты также не разрешают эти вопросы и проблемы.
1. Так, для целей бухгалтерского учета расходы на внесение обязательных платежей за невыполнение квоты на прием инвалидов не являются расходами по обычным видам деятельности, то есть расходами, связанными с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг (п.5 ПБУ ? 10/99 ‘Расходы организации’). Поэтому такие расходы следует относить к внереализационным расходам организации и отражать по дебету счета 91 ‘Прочие доходы и расходы’, субсчет 91-2 ‘Прочие расходы’.
По логике главы 25 ‘Налог на прибыль организаций’ Налогового кодекса РФ обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида должна учитываться для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль.
Но, по мнению Минфина России (Письмо от 07.12.2002 ? 04-02-02/59), обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида взимается при невыполнении установленных законодательством требований (обязанностей) и рассматривается как плата за их несоблюдение, что не отвечает признакам налога и сбора. По своему содержанию плата носит характер административной ответственности. В соответствии с п.2 ст. 270 Налогового кодекса РФ расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. К расходам, принимаемым для целей налогообложения, обязательную плату отнести нельзя.
Перечень расходов, приведенный в гл. 25 Налогового кодекса РФ, не является закрытым. Но для включения затрат предприятия в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, необходимо, чтобы затраты были экономически оправданны, документально подтверждены, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 Налогового кодекса РФ). Расходы, не соответствующие этим критериям, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Министерство РФ по налогам и сборам (Письмо от 06.02.2004 ? 02-3-07/17) считает, что расходы по уплате подобной квоты уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, если они соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
2. Минфин России (Письмо от 07.12.2002 ? 04-02-02/59) полагает, что обязательная плата в бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида носит характер административной ответственности.
По смыслу Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП), административная ответственность представляет собой назначение административного наказания за совершение административного правонарушения. В ст. 3.2 КоАП дан исчерпывающий перечень видов административного наказания. Исходя из изложенного, если считать плату мерой административной ответственности, то либо плата — административный штраф (ст. 3.5 КоАП, что не так), либо эта плата не носит характера административной ответственности.
3. Закон области обязывает работодателей создавать рабочие места в пределах установленной квоты. Ситуация: работодатель создал рабочие места, готов принять инвалидов, но инвалидов, имеющих соответствующую трудовую рекомендацию или заключение о соответствующем рекомендуемом характере и условиях труда, столько нет. Вина Предприятия отсутствует, но по факту Закон области не выполнен. Механизм привлечения работодателя к ответственности ни федеральным, ни областным законодательством не установлен.
4. Работодатель не обязан самостоятельно разыскивать нетрудоспособных инвалидов. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, но обращений о трудоустройстве ни от инвалидов, ни от их общественных организаций, ни от исполнительных органов власти в течение соответствующего месяца не поступило. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в соответствующий бюджет, однако, эта ситуация не корреспондируется с исполненной работодателем обязанностью по созданию рабочих мест для инвалидов и готовностью принять последних на работу.
5. Каждое предприятие имеет свою производственную специфику, определяющую виды востребованных профессий и специальностей, а также условия труда работников.
Возможны случаи, когда специальность (профессия) инвалида, в соответствии с которой он хотел бы осуществлять свои трудовые функции, в принципе неприменима на данном предприятии, иные же вакантные места, имеющиеся на предприятии, инвалида не устраивают.
Как представляется, если труд конкретного инвалида невозможно применить на предприятии в силу изложенных (или иных объективных) причин, то в отказе от заключения трудового договора с данным инвалидом вины работодателя нет, а наличие вины в совершении правонарушения является непременным условием для наступления административной ответственности.
6. На федеральном уровне причин, по которым прием на работу инвалидов можно считать невозможным, не установлено. Вместе с тем, например, Московское законодательство признает невозможным выполнение квот при наличии в организации профессий и специальностей, не предусматривающих использование труда инвалидов в соответствии с федеральным законодательством. Подразумеваются профессии, на которых труд инвалидов запрещено использовать в связи с вредными и (или) тяжелыми условиями труда. Основным видом деятельности Предприятия является содержание, ремонт, реконструкция и строительство автомобильных дорог, мостов. Использование труда инвалидов на таких работах невозможно.
Исходя из положений статьи 107 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области прошу Вас обратиться в Законодательное собрание Иркутской области с запросом о толковании Закона Иркутской области ‘О квотировании рабочих мест ‘ по указанным выше вопросам.

Рекомендуем прочесть:  Все про алименты законы

Квотирование рабочих мест для инвалидов это

Положение о квотировании рабочих мест в организации для инвалидов определяет необходимость их резервирования в количестве, зависящем от списочного количества работников. Если, штатное расписание предприятия предполагает численность работников меньше 35 человек, то квотированию подлежит 1 место. При трудоустроенных 100 работниках, следует резервировать не менее 4 мест. Для крупных предприятий, в штате которых более 100 человек, резервировать для трудоустройства инвалидов следует 2-4 процента от общего количества работников.

Его разносторонние цели заключаются в обеспечении гарантий при проведении мероприятий, предоставляющих возможность трудоустройства, самореализации, карьерного роста и получения образования. Рабочее место, выделенное инвалиду по квоте, должно позволять работнику осуществлять профессиональную деятельность без нанесения вреда своему здоровью.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.
  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Правила квотирования рабочих мест

Именно поэтому на законодательном уровне и предусмотрена норма, позволяющая обеспечить лиц с ограниченными возможностями рабочими местами в соответствии с их знаниями, квалификацией и физическими возможностями.

Так в частности, в рамках ст.21 ФЗ №181 предприятия, имеющие среднесписочную численность тружеников более 100 человек, обязаны резервировать, а соответственно и предоставлять рабочие места для инвалидов в пределах 2-4%, то есть из 100 должностей, как минимум четыре должны быть предоставлены для трудоустройства лицам с ограниченными возможностями. Если же в компании задействовано более 35 сотрудников, но не свыше сотни, резервированию подлежит хотя бы 1 место труда, то есть 3%.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством.

«Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами — выполнена квота».

Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Однако в некоторых регионах, устанавливаются другие показатели. В Якутии, например, квоты для несовершеннолетних обязаны предоставлять компании, штат которых состоит более, чем из 50 сотрудников. В Республике Башкортостан резервировать места для лиц с инвалидностью необходимо уже при наличии 36 работников.

Квотирования рабочих мест для инвалидов

так законом такая возможность предусмотрена, и, как правило, эта возможность местными законодателями используется.
Могу предположить, что это зависит от количества предприятий, имеющий штат 100 работников и выше (есть куда обустроить инвалидов), в субъекте РФ, если такого кол-ва предприятий не хватает, то в квотирование вступают мелкие предприятия.

Коллеги, Статьей 21 Федерального закона от 24. 11. 1995 г. № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В Калужской области действует поправка, 2% в организацию от 35 чел (*** docs.cntd.ru/document/464901947)

Квотирование рабочих мест для инвалидов как считать

До 2013 года работодателям вменялось лишь создание трудовых мест в соответствии с квотой. С изменением законодательства их обязанности увеличились. Теперь организация должна принимать у себя локально-нормативные акты, в которых содержаться сведения о рабочих местах.
После подписания договора он издает у себя приказ, указывая в нем количество зарезервированных мест для инвалидов и перечисляя конкретные должности, специальности. Квота устанавливается раз в год. При изменении численности сотрудников, его значение пересматривают.

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.
Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Рекомендуем прочесть:  Студенческий единый проездной

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квота — это рабочие места, точнее их количество, высчитанное в процентном соотношении к среднесписочной численности сотрудников. По закону организации обязаны выделить определенное количество мест специально для трудоустройства инвалидов. Не имеет значение вид деятельности организации, его форма собственности, правовая форма. Коммерческая ли фирма либо государственное учреждение — перед квотированием все равны [1.С.25].

Заключать такой договор обязаны все организации, численность в которых больше 100. Наниматель должен учитывать, что при установлении квоты берется значение не из штатного расписания, а по показателю среднесписочной численности.

Квоты для приема на работу инвалидов в 2020 году

Региональные власти имеют право увеличивать процент квоты, поэтому в субъектах РФ показатели отличаются. Нормы по квотированию обязаны выполнять любые компании, независимо от их организационной и правовой формы. Общий порядок квотирования установлен для частных фирм и госучреждений, например, для МВД.

Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.

Моя работа

В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими.
В настоящее время вопрос содействия в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан, а именно инвалидам и молодежи, регулируется Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 г. № 90 (в ред. от 08.04.2009 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Москве.
Также действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т.д.).

6.В каком случае квота считается выполненной?

  1. в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
  2. в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

7.Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?

Об утверждении Правил квотирования рабочих мест для инвалидов

2) в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного настоящего приказа направление в одном экземпляре его копии в печатном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

13. Работодатели выполняют установленную квоту для трудоустройства инвалидов, за исключением случаев ликвидации работодателя – юридического лица либо прекращения деятельности работодателя – физического лица, сокращения численности или штата работников, снижения объема производств, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов обеспечивает гражданские права отдельных категорий населения по проблематике трудоустройства в РФ. Такая правовая гарантия позволяет людям с инвалидностью устраиваться в разноплановые компании. Последние обязаны предоставить обратившемуся к ним инвалиду место, даже если такового не было выделено ранее.

Следует учесть, что взятый трехпроцентный показатель вовсе не обязателен, так как закон утверждает его в качестве максимальной границы. По факту он разрешен в меньшем выражении. Для определения среднесписочной численности работников следует использовать кадровую Инструкцию от 93 года под номером № 17-10-0370 — глава 3.

Квоты и специальные рабочие места для инвалидов

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о защите инвалидов) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).

Тем не менее хочется заметить, что на данном этапе в связи с исключением из закона соответствующей нормы, право субъектов РФ устанавливать обязательные выплаты работодателям, не желающим или не имеющим возможности выполнить обязательные квоты, представляется весьма сомнительным.

Квотирование рабочих мест и проблемы занятости инвалидов

Среди тех, кто в настоящее время не работают, 56 % респондентов хотели бы трудоустроиться, но 41 % предпочитают в настоящее время этого не делать. Среди причин, по которым респонденты в настоящее время не работают, выделяются состояние здоровья (60 %), низкая оплата труда (9 %), отказ работодателей (7 %). Только 30% респондентов занимались поиском работы в течение последнего года, 37 % нуждаются в помощи для успешного трудоустройства. Такая помощь может заключаться в поиске работы. Этот вариант выбрали большинство опрошенных -71 %. Примерно 1/3 считают, что им необходима помощь, чтобы отстаивать свои права, пятая часть считает, что им необходимо помогать добиваться соответствующих условий труда на рабочем месте, а профессиональное переобучение или повышение квалификации актуально для 22 %. При этом практически никто из респондентов не участвовал в программах профессиональной реабилитации.

Систему трудоустройства инвалидов по квотам следует совместить с комплексом мер по обеспечению рабочих мест всем необходимым для работы инвалидов, поскольку сейчас значительное большинство трудоустроенных инвалидов работают в неприспособленных условиях. Важнейшим направлением обеспечения занятости инвалидов является поиск мест трудоустройства, ведь половина из неработающих инвалидов хотели бы трудоустроиться, но не могут найти подходящей работы.

Ссылка на основную публикацию