надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

Содержание

Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ" является˸ "…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно — розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие".

Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

Противоположные по своей направленности нарушения закона состоят в том, что органы дознания под видом проверки иногда проводят своего рода «внепроцессуальное расследование» для получения весомых результатов на этой стадии и сокращения в дальнейшем сроков расследования, хотя в поступивших материалах уже имелись очевидные данные о составе преступления.

Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела

В приказе Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 1 «Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования» установлено, что прокуроры обязаны обеспечить постоянный и эффективный надзор за исполнением закона при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, для чего:

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

Курс уголовного процесса

Аналогичную точку зрения занимает и Пленум Верховного Суда РФ, который в цитировавшемся выше Постановлении от 10 февраля 2009 г. № 1 разъяснил, что судебному обжалованию в соответствии с ч. 1 ст. 125 УПК подлежат решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию (например, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений).

Рекомендуем прочесть:  Заявление по соглашению сторон образец соглашения

Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

В соответствии с п.1 ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований Федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Указанный приказ Генерального прокурора РФ № 3 (п. 1) акцентирует внимание надзирающих прокуроров на то, что при наличии сведений о нарушениях закона это делается безотлагательно.

Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

В соответствии с Законом «О Прокуратуре» прокурор осуществляет надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно- розыскной деятельности, дознания и следствия. Закон также устанавливает, что все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, установленных действующим правом.

Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

Следователи, органы дознания, да нередко и прокуроры склонны переоценивать значение и процессуальную силу явки с повинной, в особенности, когда на подведомственной им территории длительное время остаются нераскрытыми преступления, в том -числе и особо опасные. Даже когда подозреваемый или обвиняемый впоследствии, в том числе и в суде, отказывается от своего заявления о явке с повинной в совершении того или иного преступления, то и тогда в основу обвинения, а в будущем и судебного приговора, кладется его первоначальное заявление. Впоследствии же, когда устанавливается истинный преступник, оказывается, что пресловутая "явка с повинной" была инспирирована органами дознания или сотрудниками оперативно-розыскной службы. В этих целях задерживаются наркоманы, алкоголики, лица, ведущие паразитический образ жизни, им навязываются нераскрытые преступления, и тогда на свет появляются "явки с повинной".

Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

Надзор за оперативно- розыскной деятельностью заключается в обеспечении условий, предусмотренных действующим законодательством, соблюдение которых необходимо при осуществлении специфических мероприятий, могущих затронуть права и законные интересы человека и гражданина. Применение гласных и негласных методов в оперативно- розыскной деятельности, условия конспиративности принимаемых мер требует неуклонного соблюдения предписаний закона и ведомственных нормативных актов. В особой тщательности и скрупулезности надзора нуждается такое направление, как выявление и пресечение разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Спецификой надзора за законностью оперативно- розыскной деятельности является необходимость соблюдения прокурором этики взаимоотношений, заключающейся в принятии мер, обеспечивающих секретность, сохранность и конфиденциальность полученной в процессе надзора служебной и иной информации. Пределы вторжения прокурора в сферу оперативно- розыскной деятельности установлены законодательно.

Рекомендуем прочесть:  Продление временной регистрации

Курс уголовного процесса

Отказ в возбуждении уголовного дела останавливает производство по уголовному делу, исключает проведение предварительного расследования и блокирует доступ заинтересованных лиц в суд. Иначе говоря, никакой уголовно-процессуальной деятельности за ним не следует. Поэтому данное решение может обжаловаться по любым основаниям, в том числе тем, которые связаны с существом уголовно-правового спора (например, когда в возбуждении уголовного дело отказано в связи с отсутствием события преступления, а потерпевший настаивает, что событие имело место). При любом ином подходе доступ заинтересованных лиц к судебной власти оказывался бы ограничен решением следователя или дознавателя, что недопустимо.

Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

Возбуждение уголовного дела является весьма ответственной стадией уголовного судопроизвод­ства. Законное, обоснованное и своевременное возбуждение уголовного дела является одним из условий как быстрого и полного раскрытия, так и его полного, объективного и всестороннего расследования. И наоборот, незаконное, необоснованно и несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к ут­рате доказательств, к снижению актуальности события совершенного преступления, а в конечном ито­ге — к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступления.

Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел

Проверяя материалы, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор должен контролировать не только законность и обоснованность принятого решения, но и выяснить, своевременно ли приняты, зарегистрированы и учтены ли заявления и сообщения, не нарушены ли права заинтересованных лиц.

Надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел

возбуждению уголовного дела является: 1)заявления граждан; 2)явка с повинной; 3)сообщение должностных лиц предприятий и организаций в письменном виде к нему прилагаются документы подтверждающие достоверность сообщения о преступлении; 4)сообщение в СМИ (должностное лицо СМИ которое распространило сообщение о преступлении по требованию органа уголовного преследования обязано передать документы подтверждающие сделанное сообщение); 5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений указывающих на признаки преступления. Основания к возбуждению уг. дела: наличие достаточных данных указывающих на наличие признаков преступления; исчезновение лица(10 суток).

НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает делоили предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в этом случае производство следствия может быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела.

Ссылка на основную публикацию