Содержание
- 1 Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
- 2 Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
- 3 Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела
- 4 Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
- 5 Курс уголовного процесса
- 6 Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
- 7 Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
- 8 Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
- 9 Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
- 10 Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
- 11 Курс уголовного процесса
- 12 Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
- 13 Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
- 14 Надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел
- 15 НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ" является˸ "…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно — розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие".
Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
Противоположные по своей направленности нарушения закона состоят в том, что органы дознания под видом проверки иногда проводят своего рода «внепроцессуальное расследование» для получения весомых результатов на этой стадии и сокращения в дальнейшем сроков расследования, хотя в поступивших материалах уже имелись очевидные данные о составе преступления.
Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела
В приказе Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 1 «Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования» установлено, что прокуроры обязаны обеспечить постоянный и эффективный надзор за исполнением закона при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, для чего:
Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.
Курс уголовного процесса
Аналогичную точку зрения занимает и Пленум Верховного Суда РФ, который в цитировавшемся выше Постановлении от 10 февраля 2009 г. № 1 разъяснил, что судебному обжалованию в соответствии с ч. 1 ст. 125 УПК подлежат решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию (например, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений).
Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
В соответствии с п.1 ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований Федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Указанный приказ Генерального прокурора РФ № 3 (п. 1) акцентирует внимание надзирающих прокуроров на то, что при наличии сведений о нарушениях закона это делается безотлагательно.
Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предварительного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы деятельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюдения порядка производства по уголовному делу, качества и эффективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
В соответствии с Законом «О Прокуратуре» прокурор осуществляет надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно- розыскной деятельности, дознания и следствия. Закон также устанавливает, что все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, установленных действующим правом.
Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
Следователи, органы дознания, да нередко и прокуроры склонны переоценивать значение и процессуальную силу явки с повинной, в особенности, когда на подведомственной им территории длительное время остаются нераскрытыми преступления, в том -числе и особо опасные. Даже когда подозреваемый или обвиняемый впоследствии, в том числе и в суде, отказывается от своего заявления о явке с повинной в совершении того или иного преступления, то и тогда в основу обвинения, а в будущем и судебного приговора, кладется его первоначальное заявление. Впоследствии же, когда устанавливается истинный преступник, оказывается, что пресловутая "явка с повинной" была инспирирована органами дознания или сотрудниками оперативно-розыскной службы. В этих целях задерживаются наркоманы, алкоголики, лица, ведущие паразитический образ жизни, им навязываются нераскрытые преступления, и тогда на свет появляются "явки с повинной".
Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
Надзор за оперативно- розыскной деятельностью заключается в обеспечении условий, предусмотренных действующим законодательством, соблюдение которых необходимо при осуществлении специфических мероприятий, могущих затронуть права и законные интересы человека и гражданина. Применение гласных и негласных методов в оперативно- розыскной деятельности, условия конспиративности принимаемых мер требует неуклонного соблюдения предписаний закона и ведомственных нормативных актов. В особой тщательности и скрупулезности надзора нуждается такое направление, как выявление и пресечение разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Спецификой надзора за законностью оперативно- розыскной деятельности является необходимость соблюдения прокурором этики взаимоотношений, заключающейся в принятии мер, обеспечивающих секретность, сохранность и конфиденциальность полученной в процессе надзора служебной и иной информации. Пределы вторжения прокурора в сферу оперативно- розыскной деятельности установлены законодательно.
Курс уголовного процесса
Отказ в возбуждении уголовного дела останавливает производство по уголовному делу, исключает проведение предварительного расследования и блокирует доступ заинтересованных лиц в суд. Иначе говоря, никакой уголовно-процессуальной деятельности за ним не следует. Поэтому данное решение может обжаловаться по любым основаниям, в том числе тем, которые связаны с существом уголовно-правового спора (например, когда в возбуждении уголовного дело отказано в связи с отсутствием события преступления, а потерпевший настаивает, что событие имело место). При любом ином подходе доступ заинтересованных лиц к судебной власти оказывался бы ограничен решением следователя или дознавателя, что недопустимо.
Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
Возбуждение уголовного дела является весьма ответственной стадией уголовного судопроизводства. Законное, обоснованное и своевременное возбуждение уголовного дела является одним из условий как быстрого и полного раскрытия, так и его полного, объективного и всестороннего расследования. И наоборот, незаконное, необоснованно и несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств, к снижению актуальности события совершенного преступления, а в конечном итоге — к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступления.
Надзор за законностью решений принимаемых на стадии возбуждения уголовных дел
Проверяя материалы, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор должен контролировать не только законность и обоснованность принятого решения, но и выяснить, своевременно ли приняты, зарегистрированы и учтены ли заявления и сообщения, не нарушены ли права заинтересованных лиц.
Надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел
возбуждению уголовного дела является: 1)заявления граждан; 2)явка с повинной; 3)сообщение должностных лиц предприятий и организаций в письменном виде к нему прилагаются документы подтверждающие достоверность сообщения о преступлении; 4)сообщение в СМИ (должностное лицо СМИ которое распространило сообщение о преступлении по требованию органа уголовного преследования обязано передать документы подтверждающие сделанное сообщение); 5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений указывающих на признаки преступления. Основания к возбуждению уг. дела: наличие достаточных данных указывающих на наличие признаков преступления; исчезновение лица(10 суток).
НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает делоили предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в этом случае производство следствия может быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела.