Содержание
- 1 Полномочия органа дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие
- 2 Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно: сроки и процессуальный порядок производства
- 3 Окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно
- 4 Производство дознания
- 5 Окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно
- 6 Чем отличается следствие от дознания
- 7 Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно: сроки и процессуальный порядок производства
- 8 Глава 14
- 9 По которым предварительное следствие не обязательно
- 10 Глава 10ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
- 11 Окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно
- 12 Республики Таджикистан Принять Уголовно-процессуальный кодекс
- 13 Предварительное расследование
- 14 Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия
- 15 Помощник для всех
Полномочия органа дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие
Организация дознания. В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры — начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.
Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно: сроки и процессуальный порядок производства
1) уведомление о подозрении, представляет собой процессуальный документ, который составляется в случае, если уголовное дело возбуждено дознавателем по факту обнаружения признаков преступления, то при выявлении субъекта преступления дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого. При этом дознавателем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.
Окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно
Право органа дознания производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дознания, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступить к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.
Производство дознания
В этом документе указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
- данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
- фактические обстоятельства совершения преступления (место, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного уголовного дела);
- формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;
- перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
- данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
- список лиц, подлежащих вызову в суд.
Окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно
Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности обвинительного акта как итогового документа дознания. В первую очередь этот документ играет в уголовном процессе роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47 УПК РФ). Эᴛᴏт вывод справедлив лишь при условии, чᴛᴏ в рассматриваемом виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная гл. 23 УПК РФ. Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в качестве обвиняемого со всеми вытекающими из эᴛᴏго правовыми последствиями. Однако эᴛᴏ следственное действие не предусмотрено действующим законом. Во-вᴛᴏрых, обвинительный акт выполняет функцию иᴛᴏгового документа предварительного следствия — обвинительного заключения. Очевидно, чᴛᴏ эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы расследования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.
Чем отличается следствие от дознания
-не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. (Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими)
Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно: сроки и процессуальный порядок производства
1) уведомление о подозрении, представляет собой процессуальный документ, который составляется в случае, если уголовное дело возбуждено дознавателем по факту обнаружения признаков преступления, то при выявлении субъекта преступления дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого. При этом дознавателем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.
Глава 14
3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства. Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.
По которым предварительное следствие не обязательно
Обвинительный акт— итоговый процессуальный документ дознания как самостоятельной формы предварительного расследования, в котором излагаются установленные фактические и юридические обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.
Глава 10ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Поэтому если какое-либо процессуальное действие по возбужденному уголовному делу оперативные сотрудники пытаются произвести без постановления следователя или без санкции прокурора, то это действие является незаконным, и Вы можете не подчиняться их требованиям.
Окончание дознания по делам по которым производство предварительного следствия обязательно
Дознание, как и любая другая из форм предварительного расследования, начинается после возбуждения уголовного дела. В зависимости от того, о каком виде дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголовного дела руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ (прокурору в соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК РФ) либо также как предварительное следствие одним из двух решений: направлением дела в суд с аналогом обвинительного заключения — обвинительным актом или прекращением уголовного дела.
Республики Таджикистан Принять Уголовно-процессуальный кодекс
3. По делам обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел и таможни, агентствами по борьбе с коррупцией и контролю за наркотиками, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, кроме преступлений, указанных в части 7 настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями прокуратуры.
Предварительное расследование
Во всех случаях, когда изменение обвинения вызвано изменением фактической его стороны или юридической квалификации преступления, а дополнение обвинения — установлением дополнительных эпизодов преступной деятельности обвиняемого, следователь выносит новое мотивированное постановление (ст. 143, 144 УПК), включает в него все эпизоды и факты преступной деятельности обвиняемого с их прежней или новой квалификацией, предъявляет это постановление обвиняемому (ст. 148 УПК) и производит его допрос по новому обвинению (ст. 150 УПК). Вынесение нового постановления только по дополнительному обвинению означало бы наличие в следственном производстве двух самостоятельных постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, что препятствовало бы полному представлению обвиняемого о том, в чем его обвиняют, получению от обвиняемого полных объяснений и тем самым нарушало осуществление им права на защиту.*
Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия
Однако, имеются срав-нительно простые, менее опасные преступные деяния, раскрытие которых не требует сложной следственной деятельности. С точки зрения рационального и эконом-ного расходования государственных средств представ-ляется неоправданным расследование таких дел спе-циальными следователями, ибо это ведет к перегрузке следственного аппарата и предполагает увеличение его численного состава. Эти дела могут успешно расследо-ваться некоторыми должностными лицами милиции без ущерба их основной деятельности. Поэтому законодатель с полным основанием сохранил дознание во второй его форме для небольшого круга дел. Если еще в первые два с половиной года действия УПК РСФСР 1960 года такое дознание проводилось по делам о преступлениях, предусмотренных 56 статьями уголовного кодекса, то в настоящее время оно применяется только по 17 составам преступлений, в том числе по мелким хищениям без отягчающих обстоятельств, по присвоению чужого иму-щества, по незаконному изготовлению, сбыту и хранению спиртных напитков, по занятию запрещенным промыс-лом при отсутствии квалифицирующих признаков, по незаконному занятию рыбным и другими водными добы-вающими промыслами, по незаконной охоте, по умыш-ленной потраве посевов, незаконной порубке леса, нару-шению паспортных правил, самоуправству, некоторым формам хулиганства и другим. Причем в Указе Прези-диума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1963 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» подчеркивается, что по этим делам вместо дознания может проводиться предварительное следствие, если это признает необходимым суд или про-курор.
Помощник для всех
В случае передачи следователю дела, по которому лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для устранения преступления, сообщая следователю о результатах. В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит.