Содержание
- 1 Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв
- 2 Дети с ОВЗ
- 3 Особенности интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 4 Современные системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 5 Определение лицо с ограниченными возможностями здоровья
- 6 Лицо с ограниченными возможностями здоровья
- 7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- 8 Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 9 Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗах
- 10 Особенности сдачи итоговой аттестации лицами с ОВЗ
- 11 Что такое инклюзивное образование
- 12 VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум
- 13 ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
- 14 Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- 15 Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья
- 16 Оренбургский государственный университет
Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв
Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.
1.1. Деятельность образовательной организации высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна регламентироваться документами локального характера — это положение о центре (отделе, отделении, службе и т.п.) инклюзивного образования, положение об обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Также необходимо внесение дополнений в Устав образовательной организации, Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, Положение о практике обучающихся, Положение о государственной итоговой аттестации выпускников и другие документы учитывающие условия инклюзивного обучения.
Дети с ОВЗ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.
Особенности интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья
В процессе анализа социологических данных по проведению реабилитационных мероприятий была определена цель – влияние реабилитационного потенциала каждого инвалида на конечный результат. Реабилитационный потенциал включает следующие элементы: биологические, психофизические характеристики человека, а также социально-средовые факторы (профессионально-образовательный статус, принадлежность к определенной социальной группе, семейный статус), позволяющие в той или иной степени реализовать потенциальные способности и определить возможный уровень восстановления нарушенных функций и социальных связей. В соответствии с этой целью было установлено, что указанные элементы реабилитационного потенциала влияют на процессы реабилитации и в зависимости от них инвалид по-разному относится к видам реабилитации и по-разному протекает сам процесс реабилитации.
С позиции социокультурного подхода, проблемы инвалидности определены в зависимости от социально-исторического опыта народов и своеобразия уклада, типа культур их повседневной жизни, различного восприятия инвалидности. Инвалидность обусловлена всем социальным и культурным укладом, отличающим одно общество от другого, и пути решения проблем инвалидности следует искать, прежде всего, внутри самого общества. Западный тип социокультурного восприятия инвалидности, основан на христианских традициях и мировоззрениях. К западному типу мы относим европейскую, американскую и восточно-европейскую традицию социокультурного восприятия инвалидности как активной формы решения проблем. Однако существует иное социокультурное поведение и отношение к инвалидности, в частности, это так называемый восточный тип, который в зависимости от основного типа культуры, религиозной традиции и национальных особенностей (азиатских, африканских народов) имеет свои специфические формы проявления. В западном восприятии инвалидности преобладает рационализм и индивидуализм, основанные на принципах равенства и личной свободы. Индивидуализм, как высшее проявление личной свободы, формирует и социальную практику, основанную на понятиях толерантности, терпимости и уважения прав личности. В восточной (азиатской, индийской и др.) традиции человек воспринимается как элемент семейных и клановых связей; ценна не столько отдельная личность и индивидуальность, а важно, прежде всего, сохранение и развитие отношений внутри малой группы, какой и является семья в восточном понимании.
Современные системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии.
В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, а также моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.
Определение лицо с ограниченными возможностями здоровья
Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину «инвалиды». Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированной образовательной программе. Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ — это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Т.о., к группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии.
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии», … заменены термином «с ОВЗ».
Лицо с ограниченными возможностями здоровья
ребенок с ограниченными умственными или физическими возможностями — 2.4.18 ребенок с ограниченными умственными или физическими возможностями: Лицо моложе 18 лет, имеющее отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ребенок с ограниченными умственными или физическими возможностями — Лицо моложе 18 лет, имеющее отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность. [ГОСТ Р… … Справочник технического переводчика
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Следующая важная психологическая особенность человека — его самооценка, отношение к самому себе. Для инвалидов эта характеристика особенно существенна, ведь общество фактически ставит их на ступеньку ниже, чем других людей. Это не может не накладывать отпечаток на их собственное отношение к себе. От самооценки зависит образ жизни человека и в конечном счете его положение среди людей. От нее зависит даже протекание самого заболевания. Психологические исследования показали, что при прочих равных условиях реабилитация оказывается более эффективной для людей, ценящих себя более высоко.
Сотрудники ЦИЭТИНа провели экспериментально-психологическое исследование инвалидов с рано приобретенными дефектами опорно-двигательного аппарата (в результате травмы или последствий детского церебрального паралича). Для многих из таких инвалидов вопросы, связанные непосредственно с болезнью, утратили свою остроту и отступили на второй план. Их состояние, как правило, стабильно; непосредственная угроза для жизни и выраженные болевые ощущения отсутствуют. При этом интеллектуальные и творческие способности в большинстве случаев сохранены. В такой ситуации на первом месте оказываются как раз специфичные для инвалидов вопросы — сохранение и поддержание своего социального статуса.
Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
При составлении индивидуального плана обучения могут предусматриваться различные варианты проведения занятий: в профессиональной образовательной организации (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
6.2. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих обучающихся формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗах
8.1. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель — студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Социальное сопровождение — это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
5.3. Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации.
Рекомендуется использовать специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
Особенности сдачи итоговой аттестации лицами с ОВЗ
- освоили программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
- обучающихся с ОВЗ;
- детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Для проведения ЕГЭ и ГВЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.
Что такое инклюзивное образование
В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
Обучение в школе для ребенка-инвалида не означает, что его неподготовленным помещают в новую для него среду. К каждому в учреждении приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов, тьюторов, прошедших особую подготовку.
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум
Тем не менее, нельзя утверждать, что инвалиды не задействованы в трудовом процессе исключительно вследствие собственных причин. Известно, что немногие организации могут предоставить рабочее место и рабочее помещение таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности. Также работодатели могут отказаться от сотрудника с ограничениями в состоянии здоровья ввиду возникновения трудностей при работе с таким человеком, или просто существующими предрассудками в отношении рабочих-инвалидов.
Резюмируя данные исследования, констатируем, что в центре занятости числятся лица с ограниченными возможностями здоровья разных категорий. Основной причиной их активности в поиске работы является стремление обрести материальное благополучие. Также зарегистрированы и те инвалиды, для которых главным критерием в поиске работы является желание участвовать в жизни общества.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
Слепой и слабовидящий ребенок, как и нормально видящий, с момента рождения реагирует на резкие звуки, на 3-й неделе — на громкий звук, к концу 1 месяца — на человеческий голос, на 3-м — может отвечать на обращенную к нему речь улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
Психофизические особенности у детей (норма) Младенческий от рождения до 1 года Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные рефлексы, на базе которых в младенческом возрасте формируется ряд подготовительных стадий для психофизического развития, в частности для развития моторики и речи.
Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья
Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:
Оренбургский государственный университет
4.15 Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендаций медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда.
4.12 Для осуществления мероприятий текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.