Кому не подналежит право законодательной инициативы

Содержание

Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

  • пояснительную записку, в которой необходимо изложить суть вносимого законопроекта
  • текст законопроекта, а на его титульном листе должно быть указано, кем данный законопроект вносится
  • список актов законодательства, утрачивающих силу, либо подвергающихся изменению вследствие принятия представленного законопроекта
  • финансово-экономическое обоснование, если оно необходимо
  • решение Правительства, необходимое в определенных ситуациях
  1. Первая стадия. На этом этапе субъект, наделенный правом законодательной инициативы, подает законопроект на дальнейшее его изучение Государственной Думой. Совет этого органа, а также специальный комитет, занимаются подготовкой законопроекта к последующему рассмотрению. На этой стадии также происходит первое чтение, на которой определяется суть законопроекта. После обсуждения, законопроект может быть принят в первом чтении и одобрен к дальнейшей проработке, либо может быть отклонен по определенным причинам.
  2. Вторая стадия. Происходит доработка законопроекта во втором чтении. Анализируется содержание законопроекта, рассматриваются более продуктивные и качественные возможности правового воздействия. На этой стадии в законопроект могут вноситься определенные поправки, принимаемые в результате голосования. Законопроект может быть отклонен в результате второго чтения и дальнейшей работы над ним проводиться не будет.
  3. Третья стадия. На этом этапе происходит третье чтение, на котором определяется конечный текст законопроекта. Избавляются от различных недочетов в законопроекте, правильным образом устанавливают связь между изменениями, которые были внесены на второй стадии. На этом этапе запрещается внесение каких-либо исправлений в законопроект, либо возвращение к его обсуждению. Законопроект, который не принимается на третьем чтении, дальнейшей работе с ним не подлежит. В случае, если его одобрят, законопроект рассматривается Советом Федерации.
  4. Четвертая стадия. Занимает две недели. Если законопроект не был рассмотрен в течение этого строка, его автоматически считают принятым, и работа над ним переходит на следующий этап. Если в результате голосования Советом Федерации закон отклоняется, то возможно создание специальной комиссии, целью которой является устранение разногласий. После этого, законопроект проходит повторное рассмотрение.
  5. Пятая стадия. Президент РФ рассматривает законы, принятые нижележащими органами власти. На его рассмотрение отводится две недели. В случае, когда Президент РФ не подписывает законопроект, его отправляют на повторное рассмотрение. В этом случае, необходимо принятие закона большей частью голосующих – не менее 2/3 голосов должно быть в пользу одобрения законопроекта. После чего законопроект подписывается Президентом РФ и обнародуется.
  6. Шестая стадия. На этой стадии закон вступает в действие. Его текст официально публикуется в течение недели после подписания. Законодательный процесс в Российской Федерации может быть разбит на шесть стадий, логично связанных между собой и сменяющих друг друга в определенном порядке. В течение всего этого процесса, законопроект рассматривается различными органами власти и либо подлежит одобрению, либо отклоняется. Принятые законные подписываются Президентом РФ и обнародуются.

Право законодательной инициативы — принадлежит кому, кто обладает

Основной закон РФ включает две группы лиц права правотворческой инициативы. В состав первой входят лица, у которых право правотворческой инициативы не имеет связи с компетенционными границами. Про естественно-правовую теорию узнайте здесь.

Те проекты закона, которые были занесены в Основной закон РФ, подвергаются обязательному согласованию представителями власти Российской Федерации. Их отсылает Совет Государственной Думы Правительству для дальнейшего заключения. В свою очередь, члены Правительственной палаты в течение 2 недель с того времени, как был получен законопроект, выполняют заключение в письменном виде, а после отправляют его в Совет Государственной Думы.

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РФ И СУБЪЕКТАХ РФ

Право законодательной инициативы– это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Субъекты права законодательной инициативы — определённый Конституцией РФ круг органов государственной власти и должностных лиц, наделённых правом вносить в Государственную Думу законопроекты либо выступать с законодательными предложениями. Такое право принадлежит Президенту РФ,… … Элементарные начала общей теории права

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ — – право внесения законопроектов (см.) на рассмотрение законодательного органа. В СССР П. з. и. принадлежит обеим палатам Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат (законодательных предположений, бюджетной и по иностранным делам),… … Советский юридический словарь

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения*(23).

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Согласно ст. 104 Конституции РФ, П. з. и. (в Федеральном Собрании РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации (СФ), членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (ГД), Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Если представленный законопроект не отвечает требованиям, касающимся порядка подготовки законопроектов, или не представлены необходимые материалы, он может быть возвращен Советом ГД его инициатору для выполнения им установленных требований.

О праве законодательной инициативы судебных органов

На федеральном уровне право законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения и может быть реализовано путем внесения законопроектов в Государственную думу.
Следовательно, Конституция РФ предоставила возможность участвовать в законодательном процессе посредством использования права законодательной инициативы всем трем ветвям государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Вместе с тем по объему правоспособности в области законодательной инициативы положение субъектов различно. В первую группу, обладающую всей полнотой правоспособности, т. е. имеющую возможность инициировать принятие закона по любому вопросу без ограничения, входят Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ и законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Вторую группу — с ограниченной правоспособностью — составляют высшие судебные инстанции страны, которые могут ставить вопрос о принятии законодательного акта только по вопросам своего ведения[1].
Следует отметить, что закрепление права законодательной инициативы за судебными органами не является новым для российской правовой системы.
Так, Верховному суду СССР право законодательной инициативы было предоставлено в 1957 году и закреплено в ст. 1 Положения о Верховном суде СССР, утвержденного Законом СССР от 12.12.1957. Статья 9 указанного Положения устанавливала, что Пленум Верховного суда СССР вправе входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, а также по вопросам толкования законов. Пленумы верховных судов союзных республик, в свою очередь, были вправе входить с представлениями по аналогичным вопросам в президиумы верховных советов союзных республик. В дальнейшем это право было закреплено за Верховным судом СССР в ст. 113 Конституции СССР 1977 года (позже — за Верховным судом РСФСР в ст. 108 Конституции РСФСР 1978 года). Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» (далее — Закон о судоустройстве) оставил право законодательной инициативы за Верховным судом РСФСР и верховными судами автономных республик.
За органами конституционного контроля право законодательной инициативы было установлено Законом СССР от 23.12.1989 «О конституционном надзоре в СССР». Так, в ст. 23 этого закона указано, что в соответствии с Конституцией СССР Комитету конституционного надзора СССР принадлежит право законодательной инициативы, при этом устанавливалось, что если Комитет обнаруживает, что соблюдению положений Конституции СССР препятствует отсутствие соответствующего законодательного акта, а также в иных случаях, то он входит с представлением на Съезд народных депутатов СССР или в Верховный Совет СССР о необходимости подготовки и принятия такого акта. Как видим, право законодательной инициативы не было ограничено какими-либо рамками, кроме того, данная статья закрепляла положение о том, что Комитет конституционного надзора СССР выходит лишь с предложением о необходимости принятия того или иного акта.
Расширительный подход был сохранен и в дальнейшем. Статья 9 Закона РСФСР от 12.07.1991 № 1599-1«О Конституционном суде РСФСР» также не ограничивала право законодательной инициативы КС РСФСР, вместе с тем сохраняя дополнительное условие, при котором КС РСФСР обязан был воспользоваться принадлежащим ему правом законодательной инициативы, — это обнаружение случая, когда соблюдению положений Конституции РСФСР препятствует отсутствие соответствующего закона, т. е. выявление пробела в законодательстве.
Историческим прототипом закрепления права законодательной инициативы за арбитражными судами, по нашему мнению, может служить ст. 24 Закона СССР от 30.11.1979 «О государственном арбитраже в СССР», согласно которой органы государственного арбитража на основе изучения и обобщения практики применения законодательства при разрешении хозяйственных споров имели право разрабатывать и в установленном порядке вносить предложения по совершенствованию правового регулирования хозяйственной деятельности, а также деятельности государственного арбитража и арбитражей министерств, государственных комитетов и ведомств[2].
После создания в 1991 году Высшего арбитражного суда СССР за ним также было закреплено право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР (ст. 8 Закона СССР от 17.05.1991 № 2170-1 «О Высшем арбитражном суде СССР»). Аналогичным правом обладал также созданный в 1991 году Высший арбитражный суд РСФСР (ст. 11 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1 «Об арбитражном суде»).
Определение понятия «вопросы ведения судебных органов» представляет собой одну из наиболее острых проблем в данной области. Действующее законодательство не дает прямого ответа на то, какие вопросы находятся в ведении КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ применительно к реализации ими своего права законодательной инициативы.
Ученые-юристы по данному вопросу делятся на сторонников узкого и широкого подхода. Первые полагают, что указанным судебным органам принадлежит право законодательной инициативы только по вопросам их полномочий и деятельности, а также взаимоотношений с другими органами[3].
Сторонники второго подхода толкуют понятие «вопросы ведения судебных органов» максимально широко, полагая, что суды вправе инициировать принятие закона по всем вопросам, имеющим отношение к их деятельности, т. е. по всем вопросам, которые могут быть предметом рассмотрения в данном судебном органе[4].
Так, например, Н.А. Тузов утверждает, что если объектом права законодательной инициативы является определенный круг вопросов, выражающих нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения и входящих в компетенцию (задачи, функции, полномочия) управомоченных субъектов этого права, то под объектом права судебной законодательной инициативы следует понимать вопросы компетенции данных судебных органов. А эти вопросы процессуально выражены главным образом в подведомственности и подсудности судебных дел и задачах соответствующего вида судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного), а кроме того (в определенном смысле), в разъяснениях высших судебных органов по вопросам судебной практики, которая тоже основывается на подведомственности и подсудности судебных дел и на задачах судопроизводства[5].
Больше всего вопросов вызывает, конечно, право законодательной инициативы КС РФ, поскольку основная задача данного судебного органа сводится к осуществлению конституционного нормоконтроля, т. е. лишению нормативных правовых актов юридической силы.
Судья КС РФ Б.С. Эбзеев, как сторонник ограничительного толкования понятия «предметы ведения судебных органов», утверждает, что КС РФ может выступать с законодательной инициативой по вопросам конституционной и законодательной регламентации своих полномочий и деятельности, взаимоотношений с другими органами[6]. Его коллега Г.А. Гаджиев полагает, что КС РФ не обладает правом широкой законодательной инициативы, поскольку, хотя такое право и предоставлено, КС РФ ограничительно истолковал для себя это положение. Выступать с законодательной инициативой КС РФ может только тогда, когда это касается его полномочий. Во всех остальных случаях КС РФ никогда не пойдет по политической стезе, потому что законодательная инициатива — это всегда политика[7].
Такого же мнения придерживается и В.В. Лазарев, утверждая, что предмет законодательной инициативы КС РФ составляют вопросы регламентации полномочий и деятельности суда, его взаимоотношений с другими органами[8]. С ним согласен и М.А. Митюков[9].
Противоположной точки зрения придерживается И. Котелевская, которая считает, что «Конституционный суд РФ может осуществлять право законодательной инициативы путем внесения законопроектов по вопросам соблюдения прав человека, разграничения компетенции между различными федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Кроме того, Конституционный суд РФ вправе вносить в Государственную думу законопроекты об изменении действующего законодательства в связи с предполагаемым вступлением в силу международного договора»[10].
Следуя этой логике и учитывая положения ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (далее — Закон о Конституционном суде РФ), регламентирующих предметы ведения КС РФ, можно сделать вывод, что КС РФ имеет право вносить законопроекты практически по любому вопросу.
Именно так трактует право законодательной инициативы Конституционного суда РФ Н.В. Витрук. По его мнению, было бы желательно, чтобы КС РФ одновременно с вынесением решения о неконституционности правовой нормы (в случае образования пробела) вносил в Государственную думу проект уточненной по содержанию новой правовой нормы закона,
т. е. реализовывал свое право законодательной инициативы «по предмету своего ведения»[11].
Н.А. Тузов также полагает, что КС РФ вправе объявить сферой своего юрисдикционного внимания практически все отрасли российского права, вырабатывать и выражать собственное отношение к их содержанию и источникам (актам отраслевого законодательства). Ограничением здесь является лишь обязательная опора на нормы Конституции РФ в силу статуса КС РФ как судебного органа только конституционного контроля[12].
Реализация права законодательной инициативы других высших судов — ВС РФ и ВАС РФ также вызывает много споров и неоднозначных мнений.
Если к кругу вопросов, относящихся к ведению судов, относить споры, подлежащие рассмотрению в суде, то получится, что как ВС РФ, так и ВАС РФ имеют право вносить свои предложения по принятию законов практически во всех отраслях права — гражданском, административном, земельном, водном, лесном и т. д. (в рамках подведомственности дел этим судам).
Например, объектом права законодательной инициативы ВС РФ будут вопросы большинства соответствующих отраслей права, за исключением конституционного, арбитражно-процессуального, частично предпринимательского и им подобных отраслей (в зависимости от их субъектов и объектов), и соответственно видов (сфер) общественных отношений, которые, как правило, связаны с участием в них физических лиц (граждан и апатридов) и нуждаются по разным причинам в правовом регулировании. Объектом права законодательной инициативы ВАС РФ станут вопросы многих отраслей права и законодательства, за исключением конституционного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, уголовного, брачно-семейного, трудового и иных (по субъектам-гражданам и предмету) отраслей. К ведению ВАС РФ следует отнести и определенные вопросы корпоративного права с участием граждан-акционеров и граждан—участников обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ, так как в силу ст. 33 АПК РФ данные вопросы отнесены к специальной подведомственности дел арбитражных судов[13].
С.В. Бошно полагает, что ответ на вопрос, нужно ли право законодательной инициативы судебным органам, зависит от вида этого органа. Так, для ВАС РФ и ВС РФ ответ будет положительным, а для КС РФ — отрицательным. По ее мнению, не все виды высших судебных органов могут обладать правом законодательной инициативы. Закрепление возможности инициировать принятие закона за ВАС РФ и ВС РФ целесообразно, поскольку их деятельность непосредственно связана с выявлением и восполнением пробелов в законодательстве, в связи с чем у них имеется необходимость возводить результаты своей деятельности в ранг официально признанного источника права. Право же законодательной инициативы КС РФ в определенном смысле противоречит его задачам специфического органа государственной власти и другим его полномочиям. К компетенции КС РФ относится в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ признание федеральных конституционных и федеральных законов не соответствующими Конституции РФ. И в связи с этим возможен вариант, при котором КС РФ придется разрешать дело о соответствии Конституции РФ закона, инициатором которого был он сам[14].
Существует мнение, что предоставление КС РФ права законодательной инициативы противоречит конституционному принципу разделения властей, поскольку это право несовместимо с его основными целями и дает ему возможность вмешиваться непосредственно в законодательную деятельность[15]. По нашему мнению, это высказывание справедливо не только в отношении КС РФ, но и применительно к ВС РФ и ВАС РФ. Ведь основной смысл теории разделения властей сводится не только к разделению государственных институтов по различным ветвям государственной власти, но и в недопущении смешения полномочий различных властей в одном органе. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, учитывать, что именно судебные органы обладают особыми полномочиями — осуществляют правосудие, т. е. судят по праву. Именно поэтому судебные органы, выступая с законодательной инициативой, по сути, будут создавать право для себя, право, по которому в дальнейшем будут судить. Такое смешение полномочий в одном органе недопустимо. Не случайно европейские страны в состав субъектов права законодательной инициативы судебные органы не включают[16].
Порядок реализации права законодательной инициативы судебными органами не очень подробно регламентирован в законодательстве. На федеральном уровне право принимать решение о выступлении высших судебных инстанций с правом законодательной инициативы предоставлено коллегиальным органам.
Так, Законом о Конституционном суде РФ установлено, что вопрос о законодательной инициативе решается исключительно на пленарных заседаниях, при этом данное решение оформляется в виде постановления. Статьей 72 указанного закона установлен порядок принятия решений о выступлении с законодательной инициативой: «решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей». Работу по подготовке материалов и составлению текста законопроекта может осуществлять рабочая группа либо специально созданная подготовительная комиссия (ст. 21).
В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» ВАС РФ может реализовать право законодательной инициативы по решению Пленума ВАС РФ. Статья 58 Закона о судоустройстве закрепляет, что вопрос о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы рассматривает Пленум ВС РСФСР.
В соответствии со ст. 104 Конституции РФ и ст. 104 Регламента Государственной думы все субъекты права законодательной инициативы в Государственной думе могут реализовать свое право только путем внесения в установленном порядке законопроекта с приложением всех необходимых документов.
Анализируя практику реализации высшими судебными органами Российской Федерации права законодательной инициативы, можно отметить, что КС РФ, ВАС РФ и ВС РФ в настоящее время очень редко используют право законодательной инициативы. При этом сложившаяся практика свидетельствует, что данными субъектами внесены законы о судебной системе, об отдельных видах судов, об их финансировании и численном составе, о судебных приставах и об исполнительном производстве и т. п. КС РФ один раз реализовал свое конституционное право законодательной инициативы, в результате чего был принят Закон о Конституционном суде РФ[17].
Возможно, выходом из сложившейся неопределенной ситуации в понимании «предметов ведения судебных органов» могло бы послужить толкование ст. 104 Конституции РФ КС РФ, которое сняло бы все спорные моменты. Вместе с тем практика использования судами данного права показала, что высшие судебные инстанции для себя истолковали понятие «предметы ведения судебных органов» в узком значении. Основное внимание судов при реализации права законодательной инициативы привлекают вопросы судебной системы и в целом судебно-правовой реформы. Очевидно, что по мере их разрешения число случаев законодательного инициирования со стороны судебных органов будет уменьшаться.

Рекомендуем прочесть:  На что приставы не имеют права наложить арест

Использование судами права законодательной инициативы способно оказывать влияние на деятельность органов законодательной власти. Посредством данного правового инструмента судебные органы выступают субъектами законотворческого процесса, начальной стадией которого и является законодательная инициатива.
Реализация права законодательной инициативы не ограничивается лишь рамками стадии законотворческого процесса, поскольку связана с другими стадиями (например, с реализацией права отзыва законопроекта, с обсуждением законопроекта). Таким образом, через осуществление указанной формы судебной практики судебные органы непосредственно влияют на основную деятельность законодательных органов — законотворчество.

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Первые «арийские» акты в законодательной сфере Придя к власти, нацисты сразу же взялись за расовое законодательство. В 1933–1935 годах ими был принят целый ряд законов, ставших основой для проведения политики государственного расизма. Можно даже сказать, в эти годы в

2. О жителях острова и законодательной системе Хроллауг, сын ярла Ронвальда из Мера, поселился на востоке в Сиде; оттуда пошли граждане Сиды.Норвежец Кетильбьорн Кетильсон поселился на юге в Верхнем Мосфелле – отсюда пошли граждане Мосфелла.Ауд, дочь норвежского лорда

Право законодательной инициативы

Согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы. Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Первая стадия законодательного процесса законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

Конституционное право зарубежных стран

Напротив, колумбийская Конституция не ставит в этом отношении никаких ограничений. Согласно ее ст. 155 проект закона или конституционной реформы может быть представлен гражданами в числе, равном или превышающем 5 % общего числа избирателей, зарегистрированных на соответствующую дату, либо 30 % советников (членов представительных органов местного самоуправления) или депутатов страны. Конгресс рассматривает такие проекты в срочном порядке, причем выступившие с инициативой граждане могут назначить своего представителя, который будет заслушиваться палатами на всех этапах прохождения законопроекта.

Рекомендуем прочесть:  Пособие При Беременности

В Испании действует особый Органический закон № 3, регулирующий народную законодательную инициативу, 1984 года. В дополнение к вышеприведенным положениям ч. 3 ст. 87 Конституции он запрещает внесение в порядке народной инициативы проектов экономических планов и общего бюджета государства (вызывает, правда, сомнение конституционность такого дополнительного запрета). Инициатива оформляется путем представления сформулированного в виде статей законопроекта, которому предпосылается мотивировка, далее – подробное обоснование причин, по которым подписанты считают необходимым рассмотрение и принятие палатами законопроекта, и, наконец, список членов инициативной комиссии с указанием их личных данных.

Кому право законодательной инициативы принадлежит

Основная обязанность законодательного органа состоит в том, чтобы принять законопроект к рассмотрению, включив его в повестку дня своего заседания. Ей соответствуют правомочия инициатора: требовать постановки вопроса о рассмотрении внесенного им законопроекта на голосование сессии законодательного органа, отстаивать положения законопроекта при его предварительном рассмотрении комитетом, отозвать законопроект до начала обсуждения на заседании парламента.

К вносимому в Государственную Думу законопроекту предъявляются следующие требования. Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства. Данная позиция закреплена в ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы.

Право законодательной инициативы при принятии федеральных законов

Круг субъектов законодательной инициативы, закрепленный в ст. 104 Конституции, представляется не бесспорным. Например, вряд ли оправданно лишение права законодательной инициативы комиссий и комитетов парламента — наиболее активных участников законодательной деятельности. Трудно понять истинные причины лишения права законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, в ведомстве которого сосредоточивается чрезвычайно ценная информация о практике реализации законов, пробелах в правовом регулировании.

По решению ответственного комитета законопроект может быть направлен на заключение Правительства РФ, на рассмотрение министерств и ведомств, государственных и общественных органов, на научную экспертизу. Правовое управление аппарата Думы по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта, а также проверку представленных субъектом права законодательной инициативы перечней актов федерального законодательства, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного законопроекта.

Россия право законодательной инициативы принадлежит

Принятые законные подписываются Президентом РФ и обнародуются.Потребность в урегулировании ситуации с помощью правовых актов может быть определена как самим обществом, способным определенным образом влиять на законодателя, так и самим государством. Право законодательной инициативы в РФ принадлежит некоторым органам государственной власти.

Избавляются от различных недочетов в законопроекте, правильным образом устанавливают связь между изменениями, которые были внесены на второй стадии. На этом этапе запрещается внесение каких-либо исправлений в законопроект, либо возвращение к его обсуждению.

Кому право законодательной инициативы принадлежит

В первую из них входят субъекты, чье законодательной не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу входят те из них, которые пользуются правом инициативы лишь по вопросам их ведения. Законопроекты, исходящие из гос. органов, общественных объединений, от граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Гос.

Установлено, что законопроекты направляются на заключение Правительства РФ Советом ГД. Правительство в месячный срок с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет ГД. Законопроекты, внесенные в ГД, подлежат регистрации.

Кому принадлежит право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

в) членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации;

Какой орган рассматривает законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации?

Ссылка на основную публикацию