процессуальный контроль и прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела

Содержание

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Проверяя постановления следователя или дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность отказа по существу, но и на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания отказа в возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права, а также соответствия этой формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах, а при необходимости исключить из постановления следователя или дознавателя те или иные ошибочные, по его мнению, утверждения.

Лекция 6

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Процессуальный контроль и прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела

Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Курс уголовного процесса

В силу ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 1 ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (учетно-регистрационной дисциплины) во всех органах дознания и предварительного следствия. То есть предметом прокурорского надзора является соблюдение закона на всех этапах стадии возбуждения уголовного дела .

Процессуальный контроль и прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности: 1) в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются; 2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок; 3) нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т.д. В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Рекомендуем прочесть:  Едв инвалиду 1 группы

Прокурорский надзор, судебный и процессуальный ведомственный контроль в уголовном судопроизводстве

Ведомственный контроль за ходом предварительного следст­вия осуществляет руководитель следственного органа. Для осу­ществления этой процессуальной функции он согласно ст. 39 УПК наделен очень широким кругом процессуальных полно­мочий. Так, именно в ведении руководителя следственного ор­гана находятся вопросы координации предварительного следст­вия, согласования и отмены ряда процессуальных решений и ходатайств следователя, его отводов и самоотводов, продления сроков предварительного следствия и т. д. Возложение всех указанных полномочий на руководителя следственного органа способствует обеспечению процессуальной самостоятельности органов предварительного следствия, разделению прокурорских и следственных функций и, по мнению законодателя, должно повлиять на повышение качества и эффективность данной формы расследования.

Процессуальный контроль и прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела

Конкретные полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела, весьма обширны. В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела. Прокурор обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения закона, допущенные при учете, регистрации и проверке данных о преступлениях.

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.

Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела

К примеру, А.В. Солодилов, всесторонне исследуя этот вопрос, относит к самостоятельным формам судебного контроля положения ст. 8-11, 47-49, 55, 77, 80-84, 492, 496-498, 501-509, 529-531 УУС Солодилов А.В. Судебный контроль в системе уголовного процесса России. — Томск, 2000. — С. 45.. Отдельные из этих форм называет и М.А. Устимов, добавляя к ним положения ст. 275, 277, 285, 268, 491 УУС Устимов М.А. Судебный контроль на стадии предварительного расследования: Дис. . канд. юрид. наук. — Саранск, 1999. — С. 18-22., а также Н.А. Колоколов (ст. 277 УУС) Колоколов Н.А. Судебный контроль в стадии предварительного расследования: реальность, перспективы // Государство и право. — 1998. — № 3. — С. 31- 39..

Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя.

Рекомендуем прочесть:  Из за чего может быть конфискация имущества из за кредита

Процессуальный контроль и прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела

Прокурорскому надзору, как видно по сказанному о полномочиях прокурора в настоящей главе учебника, современное уголовно-процессуальное законодательство отводит существенную роль. Об этом свидетельствуют, в частности, его полномочия по организации доследственных проверок (дача поручений, связанных с проверкой сообщений о преступлениях, в том числе поручений о производстве ревизий и документальных проверок, контроль за своевременностью сбора материалов, необходимых для принятия правильных решений, и обоснованностью продления сроков, установленных для выполнения действий такого рода), а также полномочия по непосредственной проверке законности и обоснованности постановлений органов дознания, дознавателей, следователей о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел.

К вопросу о соотношении прокурорского надзора и процессуального (ведомственного) контроля в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (Спирин А

Следовательно, прокурор, не являясь непосредственным начальником дознавателя и не располагая административно-дисциплинарными полномочиями по отношению к нему, располагает внушительным объемом прав, с помощью которых он может в полной мере руководить процессуальной деятельностью дознавателя. При этом помимо прокурора у дознавателя существуют еще два «процессуальных руководителя» — начальник подразделения дознания и начальник органа дознания. Объем их процессуальных (помимо административных) полномочий тоже значителен. Обладает ли в этой связи дознаватель действительной процессуальной самостоятельностью при производстве следственных и иных процессуальных действий и принятии процессуальных решений (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ)? Не являются ли избыточными и чрезмерными число «руководителей» и объем их полномочий? Не создается ли (с учетом дублирования этих полномочий у разных субъектов) почва для процессуальных конфликтов и разногласий?

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

7) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 8) изымает от органа дознания и передает следователю любое уголовное дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования; 9) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела; 10) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производством уголовные дела; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает обвинительное заключение (постановление), направляет уголовные дела в суд (ст. 211 УПК).

Тема 8

Прокурор обеспечивает надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного. При необходимости надзирающий прокурор вправе предложить руководителям следственных органов представить ему уголовные дела для изучения.

Процессуальный контроль и прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела

Введение в таком виде ведомственного процессуального контроля в первоначальную стадию процесса будет способствовать, на наш взгляд, обеспечению прав и законных интересов личности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. При этом будет обеспечена и процессуальная самостоятельность следователя, что также имеет немалое значение.

Ссылка на основную публикацию