надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Содержание

Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Тема 8

Прокурор принимает меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Прокурор обеспечивает незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

Важнейший этап надзорной деятельности — поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта либо постановления о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

ГЛАВА 2

Важнейший этап надзорной деятельности — поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта либо постановления о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Объекты надзора. В настоящее время предварительное следствие осуществляется следователями: Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК). К органам дознания отнесены органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ч.1 ст. 40 УПК). Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК отдельными полномочиями органа дознания (возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий) наделены некоторые должностные лица, а именно: капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций и баз; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных учреждений. Таким образом, объектами надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются: начальники органов дознания, указанных в ч. I и 3 ст. 40 УПК, начальники подразделений дознания и дознаватели этих органов; следователи и руководители следственных органов.

Рекомендуем прочесть:  Ветеран Труда Плата За Квартиру 50%Что Имеется В Виду

Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

19) давать согласие дознавателю на прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в связи с примирением сторон, деятельным раскаянием, прекращение уголовного преследования и возбуждение перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия;

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: а) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; б) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных выше, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; в) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве начинается со стадии возбуждения уголовного дела. Осуществляя надзор за исполнением законов в этой стадии досудебного производства, прокурор руководствуется положениями, регламентированными гл. 19 и 20 УПК РФ, Приказами Генерального прокурора РФ и другими нормативными актами.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и процессуальное положение прокурора

3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

Рекомендуем прочесть:  Как Получить Участника Чаэс

Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

14) Возвращать расследованные уголовные дела следователю и дознавателю со своими письменными указаниями о проведении дополнительного расследования или об изменении объема обвинения, либо квалификации деяния, а так же для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и выявленных в ходе расследования недостатков.

Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Суд, прокурор, а также следователь и орган дознания с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, которое впервые совершило преступление небольшой тяжести, в связи с деятельным раскаянием по основаниям, указанным в статье 74 УК ПМР.

Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Две основных задачи этого направления прокурорского надзора – 1) защита законных свобод и прав граждан; 2) защита интересов государства. Отстаивая государственные интересы, прокурор, осуществляющий надзор на соблюдением законности, требует от органов предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности полного и своевременного расследования преступлений, угрожающих интересам государства (посягающих на порядок управления, правосудие, государственную собственность и т. д.), тщательного определения размеров причиненного ущерба, контролирует принятие мер к его возмещению и т. п.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия Текст научной статьи по специальности — Государство и право

При решении данного вопроса следует исходить из предназначения прокуратуры — обеспечения строгого и точного исполнения законов, т. е. борьба с правонарушениями. Естественно, они и являются предметом прокурорского надзора вообще и надзора за законностью расследования преступлений в частности. Но предмет надзора нельзя ограничивать только правонарушениями. Чтобы выявить их, необходимо проверить исполнение норм права, которое выражается в правовом поведении (под которым понимается социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия). Различают следующие виды правового поведения: 1) правомерное, или социально полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям; 2) социально вредное поведение, нарушающее требования норм права; 3) социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм, или злоупотребление правом; 4) объективно противоправное, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений. Сюда же можно отнести противоправное поведение недееспособного лица [10, с. 401—402].

Глава 18 НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований Закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

Ссылка на основную публикацию