Авторское право на музыкальные произведения

7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения в рекламе

Да, авторские права на классические произведения перешли в общественное достояние.На практике это означает, что вы можете взять ноты интересующего вас произведения, сыграть его на скрипке или рояле, а может быть и нанять свой оркестр и получившуюся запись использовать в рекламном ролике. Но вы не можете использовать уже готовую запись произведения без согласования с владельцем смежных прав, т.е. владельцем фонограммы. Как правило, владельцами многих фонограмм классических произведений являются крупные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.

Авторское право на музыкальные произведения в США

Будучи представленным в виде нотной записи или фонограммы, музыкальное произведения становится объектом “авторских прав”, при условии, что оно отвечает определенным условиям приемлемости, таким как наличие “оригинальности” и достаточного количества “творческой работы”. Музыкальная композиция в виде фонограммы не обязательно означает, что существует основание для авторского права в записи звука, равно как и наличие авторского права в записи звука не ведет автоматически к авторскому праву на музыкальную композицию, лежащую в ее основе. Эти музыкальные идеи и связанное с ними разделение труда среди его авторов или создателей представлены в таблице 1.

Авторское право на музыкальные произведения

Перед записью альбома на студии звукозаписи вам нужно обговорить со студией условия передачи ей прав на текст и музыку, условия их использования в фонограмме. Затем условия нужно зафиксировать в особом договоре о передаче исключительных прав (на условиях исключительной или неисключительной лицензии). После записи альбома студия в силу закона приобретает смежные права на записанную фонограмму. Кроме того, смежное право приобретет исполнитель альбома. Желательно, чтобы исполнитель также до записи в договоре урегулировал вопросы о порядке использования его исполнения в фонограмме.

Рекомендуем прочесть:  Проверить налоговая задолженность физических лиц

Общие положения правового регулирования авторских прав на музыкальные произведения

Некоторые особенности охраны музыкальных произведений нашли признание и закрепление на международном уровне. Так, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее — Бернская конвенция) специально оговаривается необходимость предоставления права на публичное представление музыкально-драматических и музыкальных произведений (ст.11), а также предусматривается возможность установления так называемых «принудительных лицензий» в отношении прав записи музыкальных произведений (п.1 ст.13), в соответствии с которыми исключительное право на выдачу разрешения на совершение того или иного действия может заменяться правом на получение вознаграждения См.: Постатейный комментарий к Бернской конвенций об охране литературных и художественных произведений / И. А. Близнец и др.// ИС. Документы и комментарии.- 2004. — № 6..

Авторское право на музыкальные произведения в Украине

Публикация (издание) музыкального произведения чаще всего происходит путем издания в виде партитуры или любой другой нотной записи и распространения экземпляры этого издания. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает, что в этом случае между композитором и издателем должен быть заключен авторский договор, в котором конкретно оговариваются те права, что передаются: объем и тираж издания; исключительность или неисключительность передаваемых прав; территория распространения; сроки выполнения договора (выхода издания в свет); порядок, размер и форма оплаты (паушальные платежи и роялти) и т.д.

Авторские права на музыку

22 апреля 1828 г. в России, можно сказать, вышел первый закон об авторском праве, регулирующий вопросы, связанные с правами автора. Документ получил название «Цензурный устав» со специальной главой в нем «О сочинителях и издателях книг». Этот нормативный акт впервые официально закрепил исключительное право автора пользоваться в течение жизни своим произведением и продавать его по своему усмотрению.

Защита прав авторов на музыкальные произведения

Музыкальное произведение для признания его объектом авторского права должно отвечать общим требованиям, предъявляемым ко всем таким объектам. В соответствии со ст. 96 Основ гражданского законодательства объект авторского права должен быть результатом творчества и получить выражение в такой форме, которая создает возможность воспроизведения произведения. Но наряду с указанными общими требованиями в других нормативных актах по авторскому праву находят отражение особенности отдельных видов произведений, в том числе и музыкальных.

Рекомендуем прочесть:  Льготы школьникам на авиабилеты в 2020 году

Музыкальное произведение как объект авторского права

Вместе с тем здесь следует обратить внимание на такой момент. Представим, что рок-группа создает композицию, и каждый ее участник (гитарист, барабанщик, бас-гитарист, клавишник) написали свою партию. Возникло соответственно четыре объекта авторских прав, однако на выходе, скорее всего, получится единый сложный объект (произведение, включающее в себя все партии инструментов). Такой случай допускается в соответствии с п. 1 статьи 1240 Гражданского кодекса РФ. Для этого необходимо, чтобы создатель сложного объекта заключил с каждым из участников договоры (лицензионные или об отчуждении). Так, правообладателем готовой композиции будет уже конкретное лицо, а участники группы, создавшие простые объекты (в нашем случае это инструментальные партии), уже не будут иметь исключительных прав на сложный объект. Как правило, создателем композиции как сложного объекта в музыкальной группе является ее лидер, который руководит общим творческим процессом.

Ego sum Lex

По континентальной (европейской) системе (Франция, ФРГ, Россия, Украина и др.страны) автором может быть только физическое лицо; авторские права четко делятся на личные и имущественные. Личные права всегда принадлежат только автору, а имущественные — могут предоставляться другим лицам, но — с ограничениями. Европейская традиция выдвигает идею моральных прав (droit d’auteur), как наиболее приоритетных, что позволяет авторам защищать целостность своей работы и требовать признания авторства.

Музыкальные произведения как объекты авторского права

В отечественной дореволюционной литературе можно встретить следующие высказывания. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, объектом права собственности на музыкальное произведение должна признаваться та последовательность или то сочетание звуков, из которых составилось музыкальное произведение[10]. К. Анненков приводит точку зрения о том, что трудно определить оригинальное музыкальное произведение, которое собственно и должно быть только почитаемо за объект собственности вследствие того, что большинство этих композиций на самом деле представляет собой хотя и формальное, т. е. звуковое, но все же заимствование из других. Объектом этого права должны быть признаваемы такие произведения, в которых выразилась творческая сила их авторов в известной внешней форме[11].

Ссылка на основную публикацию