Методы ювенального права

Понятие, предмет, метод, источники, система ювенального права

Комплексный характер ювенального права не дает возможности указать лишь на один доминирующий метод правового регулирования. Ювенальному праву присуще сочетание действия различных методов, относящихся как к числу императивных, так и диспозитивных. Специфика ювенально-правовых отношений заключается в том, что анализируемая отрасль права наделяет ребенка правовыми средствами удовлетворения его потребностей и интересов в различных общественных отношениях, обязывая другую сторону правоотношений исходить, прежде всего, из интересов несовершеннолетнего.

Говоря о предмете ювенального права, нельзя, не упомянуть о понятии ювенального правоотношения. Такое правоотношение можно определить как систему общественных отношений, в рамках которых несовершеннолетний наделяется специфическими субъективными правами и несет особые юридические обязанности, посредством которых он связан с другими субъектами этих отношений.

Понятие ювенального права, его предмет, метод и система

Система ювенального права нашла свое закрепление в многочисленных нормативных правовых актах иных отраслей права. В некоторых из них ювенальные нормы рассредоточены по различным отраслевым документам, и правоприменителю потребуется немало времени на их отыскание. В других они представлены в кодификационных документах и объединены в основном в их специальных разделах или главах.

б) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ. В их числе Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении основных направлений государственной

Методы ювенального права

Парадоксальность ситуации состоит в том, что у родителей и лиц, их заменяющих, нет возможности воздействовать на ребенка. Такие возможности появляются у органов, которые занимаются профилактикой безнадзорности и правонарушений. Однако у этих государственных органов такие возможности появляются в отношении детей: уже употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; уже совершивших правонарушение, влекущее применение мер административного взыскания; уже совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Согласно УК РФ в отношении детей, достигших возраста 14 лет, правоохранительные органы могут начать уголовное преследование, если они совершили: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162) и другие тяжкие преступления (ст. 19). Однако меры воздействия (порой достаточно жесткие) в отношении детей родители должны иметь право применять еще до совершения перечисленных правонарушений.

Анализ системы норм – это выявление их собственного содержания, а также сравнительное рассмотрение норм, принадлежащих к разным отраслям. Цель такого анализа состоит, в частности, в том, чтобы оценить соответствие содержания норм из разных отраслей, в том числе согласование их с нормами, которые имеют большую юридическую силу. Например, соответствие постановлений Правительства РФ федеральному законодательству, федерального законодательства – Конституции РФ.

Рекомендуем прочесть:  Выселение алкоголика

Понятие ювенального права, его предмет, метод и система

метод ювенального права должен, с одной стороны, предоставлять детям широкие возможности для реализации их прав, свобод и интересов, а с другой — уменьшать ответственность по сравнению со взрослыми, устанавливать высокую степень защиты ребенка государством, необходимую для его благополучия. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что по содержанию воздействия на общественные отношения метод ювенального права является преимущественно дозволительным, а по форме предписания — преимущественно императивным

Содержание конституционно-правового положения несовершеннолетнего составляют конституционные права, свободы и обязанности ребенка. л. 2 Конституции РФ, посвященной анализу прав и свобод человека и гражданина, понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин» и «каждый». Более того, ст. 1 и 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» прямо указывают, что ребенок (т. е. физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет) рассматривается в качестве человека и гражданина. Таким образом, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Предмет и метод ювенального права

В зависимости от структуры межсубъектной связи все ювенальные правоотношения можно разделить на относительные и абсолютные правоотношения, осложненные ювенальным элементом. В относительных ювенальных правоотношениях ребенку, как субъекту права противостоят строго обязанные определенные лица. Например, работодатель и несовершеннолетний работник; ребенок и его родители и т.д.. В абсолютных же ювенальных правоотношениях ребенку противостоит неопределенное число обязанных лиц. Например, в авторском правоотношении (автором является несовершеннолетний) в качестве обязанных лиц, выступают все окружающие автора лица.

Основанием классификации может выступать объектювенального правоотношения. Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних (материальные и нематериальные блага). Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др. Следовательно, можно выделить имущественные и личные ювенальные правоотношения. Имущественные ювенальные правоотношения возникают по поводу товаро-денежных отношений, и не связанных с денежными, в которых участвует несовершеннолетний, принимая в них активную или пассивную роль. Личные ювенальные правоотношения связаны непосредственно с личностью ребенка, его именем, фамилией, отчеством, авторскими правами ребенка, правом на воспитание в семье и др.

Лекции по курсу «Ювенальное право» (стр

Анализируя основные отрасли отечественного права, мы приходим к выводу, что верхнюю возрастную границу несовершеннолетия следует установить на уровне 18 лет поскольку начиная именно с этого возраста физическое лицо практически становится полноправным членом общества. Это вовсе не означает отсутствия исключений из этого правила. Так, например, зачастую для занятия определенной должности, а также для привлечения к уголовной ответственности за некоторые категории преступлений физическим лицам необходимо обладать иными, более высокими, возрастными характеристиками.
В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Первичной составляющей любой отрасли права является правовая норма. Норма ювенального права — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властных предписаний, которое призвано самостоятельно осуществлять охрану прав несовершеннолетнего (или усиливать действие иных правовых норм) и регулировать специфические по своему содержанию общественные отношения.

Рекомендуем прочесть:  Кто является резидентом кто не резидентом

Глава 1

Категория «семейный статус ребенка» позволит закрепить внешние границы дозволительных действий и бездействий, а также при возникновении нарушений внешних границ определить и запреты со стороны законодателя. Разрозненность норм, в которых определен «семейный статус ребенка», отсутствие единого законодательства, порождает в итоге и отсутствие специального координационного органа в этой области регулирования.

Ювенальное право действует по принципам, заимствованным из конституционного, гражданского и семейного права, административного, уголовного права. Благодаря влиянию норм международного права на ювенальные правоотношения в России, становится возможным выделить и определенные принципы, присущие сфере регулирования в области защиты прав и интересов ребенка, напр., принцип не дискриминации детей, принцип участия ребенка в общественной жизни, принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.

Методы ювенального права

К органам, составляющим систему ювенальной юстиции, относят непосредственно суды по делам несовершеннолетних, т. е. ювенальные суды, институт уполномоченного по правам ребёнка, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица и иные работники прокуратуры, органов следствия и дознания, специализирующихся на работе с детьми, специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодёжную политику, муниципальные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные и реабилитационные центры, службы и учреждения, а также общественные объединения и иные некоммерческие организации, действующие в интересах детей и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и законных интересов, негосударственные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные, реабилитационные центры, службы и учреждения, в том числе и учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и безнадзорных детей, коллегии адвокатов.

2. Принцип гласности при осуществлении ювенальной правоохранительной и иной ювенальной деятельности (в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) проявляется в процессе доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных ювенальных юридических актов, отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности по выполнению программ, направленных на улучшение и развитие ювенальной политики, защите прав и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Что такое ювенальное право: суть понятия и структура

Ювенальное право – это отрасль российского права, включающая в себя ряд правовых норм, которые обеспечивают контроль общественных отношений в юридической сфере, касающихся установления, реализации и регулирования имущественных интересов детей, являющихся гражданами РФ. Иными словами, ювенальное право считается способом защиты свобод и интересов несовершеннолетних граждан.

В состав ювенальной системы вошли многочисленные органы, занимающиеся вопросами защиты интересов ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста. В частности, можно выделить такие, как различные органы опеки, телефоны доверия, комиссия по делам несовершеннолетних и другие учреждения.

Общие положения ювенального права

В настоящее время в решении этой задачи имеются проблемы, что отражается на содержании действующего законодательства. Например, ст. 43 Конституции РФ предусматривает право на обучение. Она также устанавливает, что образование обязательно. Вместе с тем в нормативных правовых актах не предусмотрена обязанность детей учиться. Они, соответственно, знают о наличии своего права на обучение, которым, по их мнению, можно пользоваться или которое можно игнорировать.

Ювенальное право в современных условиях – это отрасль науки, которая изучает множество норм, определяющих статус несовершеннолетних граждан и регулирующих отношения с их участием, принадлежащих к разным отраслям права. При этом пример с ювенальным правом не является исключительным: достаточно, в частности, назвать общую теорию права, которая исследует нормы, принадлежащие ко всему комплексу отраслей законодательства.

Ссылка на основную публикацию