поводы и основания к возбуждению уголовного дела о налоговом преступлении

Содержание

Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: что может измениться

Как отмечает Сергей Зеленов, в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – закон об ОРД) налогоплательщик не только лишен возможности представить свою позицию и доказательства, но и даже ознакомится с претензиями до момента возбуждения уголовного дела. Кроме того, сроки проведения проверок законом об ОРД не ограничены, а порядок проведения соответствующих мероприятий регламентирован секретными приказами, с которыми налогоплательщик не имеет возможности ознакомиться.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

В момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не обязательно иметь исчерпывающие сведения обо всех элементах конкретного состава преступления (объекте, объективной стороне, субъекте и субъективной стороне). Полное и всестороннее установление виновных лиц, формы вины, мотива, способа и других субъективных обстоятельств совершения преступления – это задача последующих стадий уголовного процесса. На первоначальном этапе необходимо предварительно установить лишь признаки преступления (общественная опасность и уголовная противоправность) и не более того.

Сам себе адвокат

Уголовный кодекс предусматривает четыре состава преступных деяний, которые принято называть налоговыми преступлениями. Первые два предусматривают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов налогоплательщиков — физических лиц, в том числе предпринимателей (ст. 198 УК РФ) и организаций (ст. 199 УК РФ). Помимо этого ответственность предусмотрена для налогового агента, который не исполняет в личных интересах свои обязанности (ст. 199.1 УК РФ), а также за сокрытие денежных средств либо имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Глава 1

От своевременности возбуждения уголовного дела во многом зависит успех его дальнейшего расследования. Волокита и ошибки, допущенные в этой стадии процесса, нередко влекут невосполнимую в дальнейшем утрату доказательств. Законное и своевременное возбуждение дела обеспечивает защиту интересов общества и государства, а также прав и законных интересов потерпевших от преступления. С другой стороны, законный и обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела также является гарантией прав личности, ограждая ее от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Быстрое и правильное реагирование правоохранительных органов на заявления и сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях и принятие по ним своевременных и законных решений имеют большое воспитательное и предупредительное значение.

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

  • следователь;
  • руководитель следственного органа;
  • дознаватель;
  • орган дознания;
  • капитаны речных, морских судов дальнего плавания;
  • руководители зимовок и геологических разведочных партий;
  • начальники сезонных полевых баз и антарктических станций;
  • главы консульских учреждений и дипломатических представительств России.

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела о налоговом преступлении

Достаточность данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении будет иметь место в том случае, если после всестороннего анализа и оценки вышеуказанных документов и информации будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком конкретных норм законодательства о налогах и сборах и, как следствие, об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. По сути, на момент принятия рассматриваемого процессуального решения предварительно должна быть дана двойная правовая квалификация деяния налогоплательщика: с позиций налогового и уголовного законов. При этом если применение уголовно-правовых норм находится в исключительной компетенции лица, принимающего решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, то в части квалификации действий (бездействия) налогоплательщика на основании норм налогового законодательства допустимо привлечение специалиста в области налогового права. Правовым обоснованием данного вывода может служить ч. 1 ст. 144 УПК РФ, допускающая привлечение специалиста к участию при производстве документальных проверок. Несмотря на то, что специалист при проверке сообщения о преступлении не обладает комплексом прав и обязанностей, предусмотренных ст.ст. 58, 168 УПК РФ, поскольку уголовное дело еще не возбуждено и никаких следственных действий не производится, использование его специальных знаний в области налогового права способно оказать существенную помощь следователю при выдвижении им первоначальных версий происшедшего события, определении предварительного плана расследования и постановки в дальнейшем вопросов судебно-налоговому эксперту.

Рекомендуем прочесть:  Дополнительный отпуск в 2020 выехавшим добровольно из зоны с правом на отселение

Аналитические обзоры

Теперь поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях являются не только материалы, переданные налоговыми органами, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

В момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не обязательно иметь исчерпывающие сведения обо всех элементах конкретного состава преступления (объекте, объективной стороне, субъекте и субъективной стороне). Полное и всестороннее установление виновных лиц, формы вины, мотива, способа и других субъективных обстоятельств совершения преступления – это задача последующих стадий уголовного процесса. На первоначальном этапе необходимо предварительно установить лишь признаки преступления (общественная опасность и уголовная противоправность) и не более того.

Поводы и основания возбуждения уголовного дела

По делам частного и частно-публичного обвинения поводом может служить заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом положении или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 2—4 ст. 20 УПК).

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела о налоговом преступлении

При производстве предварительного следствия, устанавливается лицо, совершившее деяние, и его отношение к содеянному. В результате дается окончательная квалификация действий виновного или может быть вынесено постановление о прекращении уголовного дела если будет установлено, что потерпевший покончил жизнь самоубийством, если виновное лицо не является дееспособным и т.

Новые требования к возбуждению дел о налоговых преступлениях

На основании акта документальной проверки предприятию были доначислена существенная сумма налоговых обязательств и штрафных санкций. Еще на стадии административного обжалования было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц данного предприятия по ст. 212 ч. 3 УК Украины. Пройдя процедуру административного обжалования (около 3-х месяцев) налогоплательщик обжаловал вынесенные налоговые уведомления-решения в административный суд. С момента подачи искового заявления в суд до подготовительного слушания прошло еще более 1 месяца. В это время следователь налоговой милиции успел продлить срок досудебного следствия до 6 месяцев. В последствии представителем истца было заявлено в суде ходатайство об истребовании из органа ГНИ дополнительных доказательств, которое было удовлетворено и производство по делу было приостановлено до момента предоставления истребуемых документов органом ГНИ. Далее по ходатайству истца в деле была назначена судебно-экономическая экспертиза и производство по делу снова приостановлено.

Рекомендуем прочесть:  Инн для иностранных граждан сколько стоит

Проблемы выявления и возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Основным недостатком материалов налоговых органов является то, что они направляются в правоохранительные органы по формальным признакам величины недоимки или суммы сокрытых налогов [5, с. 154]. При этом работники налоговых органов, не являясь правоохранителями, не уделяют внимания фиксированию и сохранению следов возможных преступлений, документированию умысла на совершение уклонения от уплаты налогов и т.д.

Статья 140

7. Частью 1.1 комментируемой статьи, которой она дополнена в декабре 2011 г., строго говоря, нового самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела не устанавливается. Речь идет все о том же “сообщении о совершенном или готовящемся преступлении” (пункт 3 части первой комментируемой статьи), но полученном из специального, компетентного источника – налогового органа и подкрепленном, как этого требуют ведомственные нормативные предписания, пакетом ценнейших документальных материалов. Ничто, кроме такого сообщения и такого пакета, теперь законным поводом к возбуждению уголовного дела о так называемом налоговом преступлении не является. Так что, если о названном преступлении говорится в заявлении гражданина или сообщении любой организации, кроме налоговой инспекции, орган расследования, в который такое заявление или сообщение поступило, обязан направить его в компетентный налоговый орган для проверки.

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела о налоговом преступлении

Третий повод для возбуждения уголовного дела — сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ), — охватывает все остальные случаи, когда правоохранительному органу, управомоченному на возбуждение уголовного дела, — органу дознания, следователю — становится известно о деянии, предусмотренном Особенной частью УК РФ. Согласно ст. 143 УПК РФ такое сообщение принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. По смыслу этих правил такой рапорт призван служить самым первым процессуальным документом, открывающим стадию возбуждения уголовного дела в тех случаях, когда извне не поступало никакого другого документального источника информации о преступлении, иначе говоря, когда орган дознания или следователь признаки такого преступления обнаружили сами, непосредственно в процессе осуществления своих повседневных правоохранительных функций. Здесь прежде всего имеется в виду милицейская деятельность, осуществляемая круглосуточно в самой гуще населения различными службами органов внутренних дел, наделенными административными и оперативно-розыскными полномочиями: дежурная часть, патрульно-постовая служба, государственная инспекция безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные, уголовный розыск и другие службы, ежедневно и ежечасно первыми сталкивающиеся с уголовным миром. Сообщения, информация, получаемая ими непосредственно, — один из основных поводов для возбуждения уголовного дела, который фиксируется рапортом сотрудника полиции.

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

На протяжении долгого времени уголовно-процессуальный закон наделял прокурора правом самостоятельно возбуждать уголовные дела и даже принимать их к своему производству и расследовать самостоятельно. Однако в результате реформы досудебного производства, проведенной российским законодателем в 2007 г., прокурор эти полномочия утратил. Теперь, обнаружив признаки преступления, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК).

Ссылка на основную публикацию