Содержание
- 1 Правила оказания государственной социальной помощи
- 2 Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена
- 3 Социальная поддержка уязвимых семей Сергеева Екатерина Александровна
- 4 Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
- 5 Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: малообеспеченных граждан, детей, семей, женщин
- 6 Государственная Поддержка Социально Незащищенных Семей И Детей
- 7 О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2008 года № 64 — Об утверждении Правил расходования средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей
- 8 Социально незащищенные слои населения как объекты социальной защиты
- 9 Социальная поддержка незащищенных слоев населения
- 10 Лекция 9
- 11 Социально незащищенные семьи
- 12 Социальная помощь и ее виды
Правила оказания государственной социальной помощи
Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.
- Малоимущим гражданам вне зависимости от состава семьи.
- Людям, ставшим заложниками трудных жизненных ситуаций (выявление тяжелого заболевания, необходимость приобретения дорогостоящего препарата или медицинского изделия, наступление чрезвычайной ситуации, приведшей к существенным материальным потерям).
Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена
Все действия госорганов в отношении защиты детей регламентируются законом. Среди гарантий, предоставляемых детям, – бесплатное образование (как начальное и основное среднее, так и полное среднее). Эти 3 ступени образования доступны абсолютно для всех. А вот среднее профессиональное, как и высшее, бесплатно можно получить лишь на конкурсной основе.
Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.
Социальная поддержка уязвимых семей Сергеева Екатерина Александровна
Состояние социальной поддержки уязвимых семей в регионах и на территориях Российской Федерации определяется результатами воздействия целого ряда факторов как общегосударственного, так и регионального масштаба. С одной стороны, приток финансовых средств в страну, обусловленный благоприятной внешнеэкономической конъюнктурной, рост экономических показателей, укрепление национальной валюты и повышение заработной платы, пенсионных и других выплат — это процессы, стимулировавшие расширение ресурсной базы государственной политики в отношении семьи. С другой стороны, реальное сокращение масштабов бедности и малообеспеченное, повышение благосостояния особо уязвимых категорий населения, семей с детьми, идет не такими быстрыми темпами, как можно было бы ожидать. В то же время благополучие семей, соблюдение их прав и законных интересов, улучшение положения детей является абсолютной ценностью для всех развитых стран.
Степень научной разработанности проблемы определяется ростом внимания к различным аспектам социальной политики, социальной поддержки семей как в масштабах всей страны, так и на уровне ее регионов. К таким исследованиям относятся труды С.А.Авакьяна, А.В.Пономарева, В.Н.Сергеенкова, И.А.Уминовой, А. Ященко и др. 1 . Проблемы структуры общества, социальных институтов и процессов, которые определяют социальное положение индивидов и классов, социальной устойчивости и мобильности, сущность социальной политики. изучали Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.А.Сорокин, И.Хабермас, Р.Мертон, Дж. Роулз и многие другие философы и социологи 2 .
Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения
Социальное развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи и технические возможности, в мире существует глубокая бедность. Из 6 млрд. населения планеты 2,8 млрд. человек, то есть почти половина, живет менее чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. человек, пятая часть населения, менее чем на 1 долл. США в день. Всемирным банком подсчитано, что для сокращения бедности, вызванной низкими доходами, в 1990-2015 гг. совокупные темпы ее снижения должны составлять 2,7% в год на протяжении 25 лет.
Повышение защищенностисвязано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высоко рискованные, но и высоко прибыльные виды деятельности. Бедностьобычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов – только часть общей бедности в мировом масштабе. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:
Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: малообеспеченных граждан, детей, семей, женщин
Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т.д.
Адресность социальной защиты населения является сложной задачей и сопряжена с решением следующих проблем:
- созданием действенной нормативно-правовой базы, определяющей условия и правомерность социальной поддержки;
- разработкой единой методики определения совокупного дохода домашних хозяйств;
- установлением порядка финансирования доходов и денежных выплат;
- упорядочением всевозможных выплат и льгот (одним из приемлемых вариантов может быть формирование единого пособия для нуждающихся);
- организацией всех видов работ, связанных с адресной помощью и, в первую очередь, с кадрами, т.е.
Государственная Поддержка Социально Незащищенных Семей И Детей
б) по детям из социально незащищенных категорий семей, не состоящих на учете в органе социальной защиты — на основании заявления родителя (законного представителя) обучающегося и акта обследования материально-бытовых условий жизни семьи (приложение N 1), созданной приказом руководителя общеобразовательной организации с привлечением специалиста Отдела опеки, попечительства и усыновления Администрации города Дзержинска, которая проводит обследование два раза в год — январь, август текущего года.
1.2. Настоящий Порядок регулирует исполнение Администрацией города полномочий по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки детям из социально незащищенных категорий семей в виде обеспечения их бесплатными завтраками в общеобразовательных организациях города (далее — дополнительная мера социальной поддержки) за счет средств городского бюджета.
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2008 года № 64 — Об утверждении Правил расходования средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей
2) сведения о полученных доходах (заработная плата работающих родителей или лиц их заменяющих, доходы от предпринимательской и других видов деятельности, доходы в виде алиментов на детей и других иждивенцев) для категории лиц, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящих Правил;
2. Средства, выделяемые на оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам, формируются за счет отчислений в размере не менее одного процента от суммы расходов на текущее содержание общеобразовательных школ, предусмотренных в бюджете местных исполнительных органов.
Социально незащищенные слои населения как объекты социальной защиты
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: 1) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); 2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; 3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда, обувь и прочее); 4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической, помощи, консультирование, социальные услуги).
Падение социального престижа семьи, снижение родительской ответственности за судьбы детей, наличие конфликтных ситуаций и фактов аморального поведения родителей, жестокого обращения и различных форм насилия по отношению к детям, низкий культурно образовательный и профессиональный уровень родителей, материально бытовые трудности и т.д. могут выступать источниками роста преступности в детской среде. Многие подростки являются свидетелями аморального поведения в семье: видят злоупотребление спиртными напитками 15%, ссоры и драки 30%, жестокое обращение 3,5%. У 14,6% несовершеннолетних правонарушителей один из родителей был ранее судим, у 5,3% – один или оба родителя лишены родительских прав [66, с. 115]. В последнее время наблюдаются факты вовлечения несовершеннолетних в криминогенную сферу, что способствует росту числа несовершеннолетних преступников (см. рис. 3.2).
Социальная поддержка незащищенных слоев населения
Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. В таких учреждениях ребенок впервые встречается с социально благополучной средой, которая предоставляет возможность несовершеннолетнему самому приобрести опыт, необходимый для адаптации к окружающему миру, при этом данная среда является достаточно защищенной от негативных влияний. Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, теме социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в научных работах и нормативно-правовых актах уделяется достаточное внимание и подчеркивается важность этого процесса; с другой стороны, на практике этот процесс мало изучен и плохо регламентирован. Это противоречие обусловило проблему исследования: какие существуют особенности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних? С целью анализа особенностей процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений нами было проведено эмпирическое исследование процесса социальной адаптации несовершеннолетних в специализированных учреждениях города Казани. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: полуструктурированное интервью, наблюдение, контент-анализ дневников воспитанников. Исследование проводилось в три этапа: 1. изучение документации, отражающей процесс социальной адаптации воспитанников в каждом специализированном учреждении (анализ дневников на каждого воспитанника); 2. проведение интервью со специалистами учреждений; 3. проведение интервью с воспитанниками учреждений. Итоги проведенного исследования привели нас к следующим результатам и выводам: 1. В процессе социальной реабилитации в условиях специализированных учреждений безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние адаптируются лишь к самому учреждению, а показатели социальной адаптации воспитанников выражены слабо: дети и подростки могут лишь адаптироваться к социальным правилам, нормам и ценностям – без последующего процесса их интериоризации. 2. Несмотря на структурные различия учреждений, различий в осуществляемых учреждениями программах и методиках по социальной адаптации воспитанников, анализ основных показателей ответов респондентов и данных дневников воспитанников показал, что процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних не имеет существенных различий.
3. На процесс социальной адаптации воспитанников влияют социальный статус несовершеннолетнего и длительность проживания несовершеннолетнего в учреждении, а также наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице. 4. В процессе социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений существуют гендерные и возрастные различия. 5. Специалисты учреждений недостаточно владеют знаниями о сущности процесса социальной адаптации, а процесс социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений воспринимают лишь как процесс адаптации к самому учреждению. Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированного учреждения, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер: – разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированного учреждения, введение в действие трудовых мастерских и активное использование методик трудотерапии в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними; – привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций, для улучшения условий жизнедеятельности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в специализированных социальных учреждениях, в том числе и в приемных отделениях (изоляторах); – повышение профессиональной квалификации персонала специализированного учреждения. Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления. Проблемы в студенческой субкультуре Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды. Из всех социально — демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи. Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь — социально — демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
Лекция 9
В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.
В Конституции РФ (1993 г.), в статье 37, записано: «Труд свободен: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду — выбирать род деятельности и профессии». Каждый имеет право на труд. Казалось бы, есть возможности приложения труда для каждого человека, однако в реальной жизни женщин они остаются пока нереализованными. Основные функции женщины – репродуктивная и воспитательная.
Социально незащищенные семьи
Каждое КДУ на данном этапе изучает социальную среду с целью выявления социальных, образовательных, досуговых и других организаций и учреждений, ведёт переговоры с данными организациями на предмет заключения договоров о совместной деятельности, налаживает социальное партнерство с органами местной власти, органами социальной защиты населения, общественными организациями, волонтёрами и различными учреждениями, ставящими своей целью решение вопросов интеграции и адаптации в обществе социально- незащищённых слоёв населения.
Во-вторых КДУ, являются устойчивой формой организации социальной жизни и обеспечивают устойчивость связей и отношений в рамках общества, обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества — от дошкольников до пенсионеров, представителей всех семья роман и рода занятий.
Социальная помощь и ее виды
Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.
Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.