полномочия прокурора при осуществлении надзора за деятельностью органов предварительного следствия

Содержание

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении предварительного расследования

Полномочия общей и частной направленности могут быть разновидностями рассмотренных выше групп полномочий непосредственного и опосредованного воздействия. В законе прямо указываются органы, в отношении которых то или иное полномочие может быть реализовано. Так, при изложении полномочий общей направленности в законе названы как органы дознания, так и органы предварительного следствия, а полномочий частной (отдельной) направленности — только один из указанных объектов надзора (ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Прокурор обеспечивает надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного. При необходимости надзирающий прокурор вправе предложить руководителям следственных органов представить ему уголовные дела для изучения.

Тема 8

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за деятельностью органов предварительного следствия

Участвуя в судебном заседании, давать заключение по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Полномочия прокурора и их особенности при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог татарстан калькулятор

Приказ Генпрокуратуры России от N 826 — Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

1.14. В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо приостановлении производства незаконным или необоснованным выносить постановление согласно требованиям статей 211 и 214 УПК РФ с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направлять руководителю следственного органа.

Функции прокурорского надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

Так, ст. 144 УПК РФ, устанавливает, что прокурор, равно как и следователь, орган дознания и дознаватель, обязан принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в соответствии с УПК в течение трех суток. В то же время ч. 2 данной статьи устанавливает право прокурора давать поручение следователю или органу дознания проводить проверку сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации, а ч. 3 наделяет прокурора правом продлять срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью предварительного следствия и дознания

Другие полномочия прокурора, перечисленные в ч. 1 ст. 38 За­кона «О прокуратуре» носят конкретный характер и при условии правильного их использования служат надежной гарантией своев­ременного выявления, устранения и предупреждения нарушений законности в процессуальной деятельности органов дознания и следствия

Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия (Артамонов А

<2> Например, в соответствии с п. 1.9 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» такая проверка должна быть осуществлена в течение месяца со дня вынесения соответствующих постановлений следователя // Там же. N 11.

Прокурорский надзор

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 указывается, что приоритетным направлением прокурорской деятельности является зашита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. Прокурорам следует более взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства и принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.

Рекомендуем прочесть:  Ип риэлторская деятельность налогообложение

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

1.22. Обеспечить обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Глава 3

Передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от родного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК, изымать любое уголовное дело и любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного Комитета Российской Федерации с обязательным указанием причины такой передачи;

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за деятельностью органов предварительного следствия

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление — это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

Прокурорский надзор за органами дознания

Под прокурорским надзором понимается осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов государственными и общественными образованиями путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2020 г

Давать согласие на прекращение уголовного дела (уголовного преследования), в том числе, в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ (статьи 25, 28 и 28.1 УПК РФ).

Ссылка на основную публикацию